Posted 3 ноября 2021,, 11:57

Published 3 ноября 2021,, 11:57

Modified 3 ноября 2022,, 19:32

Updated 3 ноября 2022,, 19:32

Пробка из самолетов и люди без еды: что спровоцировало коллапс в аэропорту им. Чкалова

3 ноября 2021, 11:57
2 ноября в нижегородском аэропорту им. Чкалова незапланированно приземлились 40 самолетов, следовавших в Москву. В итоге это вылилось в авиаколлапс: часть людей оказалась заперта в самолетах без еды и воды, другая — толпилась в воздушной гавани, ожидая вылета часами. Кто виноват в случившемся — в материале NewsNN.

Несчастливые рейсы

Москву окутал сильный туман в ночь на 2 ноября, в связи с чем много рейсов было отменено. Кроме того, столичные аэропорты оказались неспособны принять самолеты, поэтому воздушные судна развернули на запасные аэродромы. Из-за ограниченного количества топлива многие направились в нижегородский аэропорт имени Чкалова.

Там незапланированно приняли 40 рейсов 12 авиакомпаний, следовавших в том числе из-за рубежа. Причем 28 воздушных судов приземлились в течение одного часа. Всего на бортах находилось более пяти тысяч пассажиров. В аэропорту начался коллапс — такого количества людей и самолетов одновременно там не было никогда. Некоторые авиакомпании не стали выпускать людей из самолетов, что привело к еще большим проблемам.

Например, пассажиры рейса Краснодар — Москва просидели на борту более семи часов. Без еды и воды. В результате стало плохо ребенку, пришлось вызывать скорую. Только после этого людей высадили из самолета. Всего за медицинской помощью из-за авиаколлапса обратились 18 человек. У них подскочило давление. К счастью, госпитализация никому не потребовалась.

Для контроля за ситуацией был организован оперативный штаб при региональном правительстве. К вечеру пассажиров, ожидающих вылета более восьми часов в дневное время и более шести часов — в ночное, решили разместить в гостиницах. Также людей обеспечили горячим питанием. Средства на это выделили из регионального бюджета. Но нижегородское правительство намерено взыскать затраты с авиаперевозчиков.

Случившимся уже заинтересовалась прокуратура и следственное управление на транспорте. Они проводят проверки. Также ситуацию на контроль взяли сотрудники Роспотребнадзора. Вчера они следили за тем, чтобы люди получили еду, воду и смогли заселиться в гостиницы.

По последним данным, все застрявшие в Нижнем Новгороде пассажиры уже отправились в Москву. Утром 3 ноября ожидали вылета два рейса: из Читы («Уральские авиалинии») и Тюмени (авиакомпания «Ютэйр»). Последний из задержанных самолетов отправился в путь в 11:47.

Аэропорт хотел заработать?

Количество прибывших самолетов превысило пропускную способность нижегородского аэропорта. Его инфраструктура не рассчитана на единовременное обслуживание такого количества воздушных судов, поэтому и образовались огромные очереди из самолетов. «Параллельно аэропорт обслужил рейсы из собственного регулярного расписания, а это около 3,5 тысяч пассажиров», — отметили в аэропорту.

Действительно, на нижегородском аэродроме всего восемь выходов и четыре телетрапа. Площадка под самолеты тоже небольшая — буквально 27 мест (а вчера приземлилось больше 50 судов). Не хватило и обычной техники. «Конечно, аэропорт на единовременный прием такого количества самолетов в принципе не рассчитан», — сказал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

Кто же тогда отправлял самолеты в приволжскую столицу в таком количестве? В пресс-службе Росавиации рассказали NewsNN, что командиры самолетов самостоятельно принимали решения о незапланированной посадке в Нижнем Новгороде по согласованию с органами воздушного движения.

«Запасной аэродром при взлете выбирается и указывается в рабочем плане полета в тех случаях, если метеорологические условия на аэродроме вылета равны эксплуатационному минимуму для посадки или ниже его, или не представляется возможным вернуться на аэродром вылета по другим причинам», — сообщили в ведомстве.

Там отметили, что в качестве пригодного для посадки может использоваться аэропорт, на котором есть навигационные средства, светотехническое оборудование, аварийно-спасательное и метеорологическое обеспечение, средства связи и хотя бы одна схема захода на посадку по приборам. Все это позволяет выполнить безопасное приземление.

Но, по информации источника РИА Новости, аэропорт им. Чкалова не предупреждал авиакомпании об ограниченных ресурсах и начал отказывать в приеме самолетов, только когда их стало реально некуда ставить. «Аэропорт принимал всех подряд. Вероятно, это связано с тем, что за каждую посадку авиакомпании платят аэропорту», — отметил собеседник агентства.

Стоит отметить, авиаколлапс произошел только в Нижнем Новгороде. К примеру, незапланированные самолеты также принимал аэропорт в Казани. Всего там приземлилось семь воздушных судов, следовавших из Москвы и Оренбурга. Аэропорт работал в штатном режиме. Почему нижегородцы не передали часть рейсов соседям — вопрос открытый.

Почему пассажиры оказались в «заложниках»?

Сотрудники аэропорта им. Чкалова попросту оказались не готовы к такому ЧП, хотя сильные туманы вполне обычное явление для осени в средней полосе России. А крайними, как всегда, остались пассажиры. Они часами оставались сидеть в самолетах, хотя было понятно — в ближайшие шесть-восемь часов самолетам взлететь не удастся.

Как пишет Telegram-канал «Нижегородский эксперт», аэропорт сэкономил на взаимодействии с авиакомпаниями. «Не спрогнозировали обстановку, не запасли элементарной воды и туалетной бумаги. Топ-менеджерам аэропорта — неуд», — говорится в сообщении.

Но снимать ответственность с авиакомпаний тоже нельзя. Именно они не смогли быстро сориентироваться и организовать необходимый сервис. По словам Никитина, компании сами принимали решения — заправляться без высадки пассажиров и ждать вылета или выпустить людей. Получается, пассажиры оказались «в заложниках» именно по их вине. Некоторые просто решили не выпускать пассажиров в надежде на вылет, которого, как оказалось позже, пришлось ждать очень долго. Или все же сказалась и нехватка трапов?

Так, нелегко пришлось пассажирам рейса Краснодар — Москва авиакомпании S7 Airlines. Они не могли выйти на улицу больше семи часов. Лайнер ждал дозаправки, но в очереди было еще шесть судов. По словам пассажиров, перевозчик не информировал о дальнейших действиях, и держал их без еды. Однако в пресс-службе компании это опровергают.

«Представители S7 на протяжении всего времени работали в оперативном режиме Пассажирам, ожидавшим вылета из Нижнего Новгорода в Москву, предоставлялись напитки, горячее питание, а также трансфер и размещение в гостиницах», — сообщили NewsNN в авиакомпании.

С аналогичными проблемами столкнулись клиенты «Победы» и «Якутии». Так, пассажиров последней компании не кормили более 11 часов. При этом на борту были маленькие дети и пенсионеры. «На просьбу открыть дверь, чтобы подышать, отказывают. Детское питание надо развести, но воды нет даже для него», — сообщил очевидец.

Авиакомпании «Якутия» и «Победа» не смогли предоставить NewsNN оперативные комментарии.

Отметим, что в итоге вместо авиакомпаний размещением пассажиров в гостиницах занимались региональные власти. Они же обеспечили пассажиров горячим питанием. А где же были представители авиакомпаний?

Так кто виноват?

Аналитик «ФИНАМ» Алексей Коренев в разговоре с NewsNN отметил, что коллапс произошел сразу из-за нескольких факторов. «В первую очередь, виновата непредсказуемость погоды. На моей памяти первый раз густой туман длился сутки. Видимо, сотрудники аэропорта тоже не предполагали этого. Но такие вещи должны прогнозироваться всеми, кто работает с транспортом», — сказал он.

По словам Коренева, грамотные технари обязаны закладывать определенный запас прочности в свой бизнес на случай непредвиденных обстоятельств. Это касается и аэропорта, и авиакомпаний. «Пассажиры могут сделать выводы и полететь в следующий раз с другой компанией. Такие вещи надо просчитывать», — убежден эксперт.

Таким образом, сочетание плохих погодных условий с несобранностью аэропорта и авиакомпаний сыграло с ними злую шутку. Система в непростой ситуации дала сбой. Пассажиры уже сделали выводы на будущее. Главное, чтобы авиаперевозчики и аэропорт тоже провели работу над ошибками.