Posted 19 ноября 2020,, 18:04

Published 19 ноября 2020,, 18:04

Modified 3 ноября 2022,, 19:19

Updated 3 ноября 2022,, 19:19

«Нельзя строить, реконструировать»: эксперты обсудили будущее Мытного рынка

19 ноября 2020, 18:04
Сегодня в Нижнем Новгороде состоялась онлайн-конференция, где общественники и представители власти обсудили будущее Мытного рынка, на месте которого собственник планирует построить торговый центр. NewsNN публикует самые важные моменты.

Идея очередного ТЦ в самом центре старого города мало кого из нижегородцев приводит в восторг. На месте Мытного рынка все хотят видеть… рынок. Но не в том формате, в котором он существовал последние десятилетия, когда в территорию не вкладывались деньги, а сама площадка, по выражению губернатора Глеба Никитина, застряла в 90-х. Кстати, именно с посещения рынка главой региона в августе текущего года возобновилась история со строительством. Собственник — известный нижегородский бизнесмен Ваган Багдасарян — согласовал эскиз проекта ТЦ ещё в 2011, но затем интерес к нему потерял на целых 9 лет.

Чего хотят люди?

Директор по стратегическому маркетингу дизайн-студии ZOLOTO Group Александр Чекмарев подготовил концепцию развития Мытного рынка, приведя в пример Тебризский базар в Иране, старейшие рынки Европы и, наиболее близкий нам пример, Даниловский рынок в Москве. Все эксперты согласились, что территория не должна ограничиваться только торговлей.

«Я вижу три зоны: первая — гастротуризм, вторая — зона небольшого ремесленного городка (уличная кузница, место для проведения различных мастер-классов, где можно сделать сувенир и забрать его с собой). Третья — сельскохозяйственный фермерский рынок. Объединив эти три зоны, мы получим точку притяжения для всех. Неважно горожанин это или турист», — считает директор департамента развития туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области Сергей Яковлев.

«Нужно запустить туда археологов в первую очередь, — говорит директор Государственного центра современного искусства в Нижнем Новгороде Анна Гор. — В дальнейшем на рынке может быть какой-то музейный уголок. Почему нет? Такой рынок, как Мытный — это лицо города. Очень полезен для жителей Советского района рынок „Жар-Птица“ — он хороший, сделан по европейским стандартам. Но это новый рынок, это не раритет, не притягательное место. А Мытный рынок — как музей. Он находится по сути в музейном квартале. Какие там можно фестивали устраивать! Фестиваль тыквы, фестиваль моркови… К тому же, это может быть площадка для рестораторов».

Директор школы современного экскурсовода Александра Шарова напомнила, что «гость Нижнего Новгорода может не пойти в музей, «но три раза в день он будет есть».

«У нас в городе категорическая нехватка заведения просто с русскими названиями. Поэтому нам, представителям турбизнеса, хотелось бы видеть там что-то, что мы могли рекомендовать в качестве местной кухни», — заявила эксперт.

«Именно рестораторы помогут наполнять это пространство качественными продуктами. Практически все рестораторы готовы инвестировать в фермеров. Поэтому мы — за реконструкцию», — согласился представитель нижегородского ресторанного альянса Алексей Беляев.

Главная проблема — собственник?

Но всем этим планам пока мешает законный владелец территории. Вагана Багдасаряна на обсуждение не позвали, а между тем, без него на Мытном рынке, конечно же, сделать ничего нельзя.

«С нынешним хозяином этого участка ничего не будет. Ничего он не собирается там строить. Он будет этот участок продавать и ждет, когда к нему придут с коммерческим предложением, — считает ресторатор Александр Котюсов. — Мы знаем, что за много лет в этот рынок не было никаких вложений. Не будет он ничего строить. Не верю в это».

Государству в лице областного правительства нужно выкупить участок и через аукцион найти профессионалов, которые смогут сделать на месте Мытного рынка что-то достойное европейских стандартов, считает Котюсов.

«Второй вариант — замкнуть хозяина, чтобы он этот участок продал таким профессионалам сам. Не верю, что господин Багдасарян на том участке построит что-то приличное», — резюмировал ресторатор.

Министр градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области Марина Ракова согласилась, что Багдасарян не справится с той концепцией, о которой шла речь в ходе обсуждений. Однако отметила, что накануне бизнесмен подтвердил свою готовность пересмотреть проект строительства торгового центра.

Причем договориться с бизнесменом получится только «по-хорошему».

«Изъятие территории у нас допускается только для размещения линейных объектов: это дороги, инженерные сети. Пока в нашем законодательстве так. В европейском, американском — общественные интересы и блага подразумевают изъятие у собственника территории, и дискуссия идет только в плоскости цены за изымаемое. А у нас есть ограничения», — отметила Ракова.

Юбилей города и стройка

Еще один важный момент в будущем Мытного рынка — предстоящее 800-летие. Во время праздничных мероприятий строительство под боком у Нижегородского кремля вестись не будет. Эксперты пришли к мнению, что до собственника нужно донести необходимость использовать территорию с выгодой:

«Как мы поняли, к капитальному строительству можно будет приступить в лучшем случае через полгода, — заметила Шарова. — Можно ли придумать недорогой концепт, чтобы там разместить какие-то фудкорты, чтобы там могли проходить мероприятия, включенные в график празднования 800-летия? Это будет и на пользу городу, и на пользу собственнику. И он увидит, что культурные проекты могут привлечь больше людей и денег, чем простая сдача территорий в аренду. По крайней мере, для него это единственная возможность, чтобы получить в будущем году с территории какой-то доход, ведь огромную стоимость за аренду земли он платит постоянно. Вне зависимости от того, будет рынок функционировать или нет».

«Надо делать большую концепцию жизни рынка после реконструкции и параллельно сшивать эти малые действия, которые позволили бы там навести порядок. и в момент празднования не закрыть эту территорию, а использовать», — согласилась Марина Ракова.

Министр предложила объявить архитектурный конкурс на соответствующие проекты.

«Я думаю, что наш собственник финансировать это точно не будет. Но давайте поговорим внутри активного профессионального сообщества и дизайнеров и архитекторов, может мы еще какие-то графические идеи сможем предложить. Я уверена, что люди откликнутся».

Реконструкция — единственный выход

Подводя итоги, Марина Ракова сообщила, что нужно говорить только о реконструкции, а не о новой стройке — пока еще не поздно.

«Это та ситуация, когда „нельзя строить, реконструировать“ — запятую надо ставить после слова „строить“, — заметила глава Минграда. — Если собственник снесет это здание, тогда уже мы получим другую историю, другую проблему. Любой инициатор преобразований придет все к той же проблеме проектирования здания. В тех же параметрах, в которых проект существует сейчас, он не может быть разрешен к строительству».

Впрочем, эта история, несмотря на широкий общественный резонанс, вполне может затянуться — разрешение на строительство у Багдасаряна действует до 2023 года. Правда и построить он ничего не сможет без доработки проекта в соответствии с действующим законодательством.

«Нам придется ждать, или когда изменится собственник, или когда он поймет, что его настолько сильно ограничили всякими нормами и требованиями, что деться ему будет некуда и придется выполнять наши пожелания», — резюмировала Александра Шарова.