Posted 31 мая, 11:23

Published 31 мая, 11:23

Modified 31 мая, 12:51

Updated 31 мая, 12:51

Что не так с транспортной реформой в Нижнем Новгороде

Убитые ПАЗики и давка. Что не так с транспортной реформой в Нижнем Новгороде

31 мая 2024, 11:23
Фото: newsnn.ru
Что не так с транспортной реформой в Нижнем Новгороде

Нижегородцы назвали минусы транспортной реформы

Два года назад в Нижнем Новгороде приступили к созданию новой маршрутно-транспортной сети. Что изменилось за это время, на что продолжают жаловаться пассажиры и самое главное — как решить существующие проблемы, читайте в материале NewsNN.

Транспортная реформа осуществляется в Нижнем Новгороде с 2022 года. Схему разработала питерская компания за 75 млн рублей. Ранее городские власти неоднократно пытались привести в порядок рынок пассажирских перевозок, но успехом это не заканчивалось. В итоге вопросы общественного транспорта были переданы в ведение регионального правительства. Тогда все сдвинулось с мертвой точки.

В чем заключается транспортная реформа

Судя по официальному порталу транспортной реформы, планировалось, что в Нижнем Новгороде появятся четыре новых маршрута и уберут пять ненужных. Также изменится маршрут 37 автобусов. Но, как сообщили NewsNN в ЦРТС (Центр развития транспортных систем), в итоге в Нижнем Новгороде были введены семь новых маршрутов и изменены 14. А вот количество отмененных направлений в организации не назвали.

При этом там отметили, что город закупил новые автобусы, заметно увеличилось количество электротранспорта и инфраструктуры для него. В частности, заменено 42 км одиночного трамвайного пути. В 2024 году обновят еще 30 км, завершится реконструкция пяти тяговых подстанций. Также планируется закупить 29 троллейбусных вагонов «МиНиН». Новая инфраструктура позволит увеличить среднюю скорость движения трамваев в полтора раза — с 12,7 до 18,4 км/ч.

Также Нижний Новгород получил 52 электробуса. Машины закуплены по льготной госпрограмме. Из них 16 переданы городскому транспортному предприятию. Еще 36 единиц проходят пусконаладочные работы. Предполагается, что новый транспорт заменит сильно изношенные троллейбусы. А маршруты, по которым те ездили, будут продлены до крупных ЖК и транспортно-пересадочных узлов.

С 2022 года в муниципальном и частном транспорте одна поездка стоит одинаково — 30-35 рублей (в зависимости от способа оплаты проезда). Правда, цены выросли сразу после начала реформы. Во всех автобусах, маршрутках, троллейбусах и трамваях действуют государственные льготы. Пассажиры могут совершать любое количество бесплатных пересадок с одного вида транспорта на другой.

Нерешенной проблемой, по мнению ЦРТС, остается неполный выпуск подвижного состава на маршруты, что в свою очередь приводит к увеличенным интервалам движения.

«Основной причиной недостаточного выпуска подвижного состава на маршруты является неукомплектованность водительскими кадрами. Транспортными предприятиями и организациями принимаются все возможные меры для набора водителей. После набора водительских кадров выпуск транспортных средств на маршруты будет обеспечен в полном объеме», — пообещали там.

«Страшные, убитые временем ПАЗики»

Новая маршрутная сеть вызывает различные вопросы у горожан. Регулярно они жалуются на давку в час пик, большие интервалы между автобусами или их отсутствие вопреки расписанию, а также устаревшие ПАЗики и многое другое.

«Нам всем уже окончательно надоело ездить по городу с пересадками, в т. ч. и бесплатными. Нам почти не на чем уже ездить», — жалуется нижегородец Андрей Г.
«За прошедший год убрали с двух магистральных маршрутов ЛиАЗы — А-45 и А-65, отдали их частникам, обслуживающим Т-45 и Т-65 соответственно. У частников, разумеется, только ПАЗики, которые они и вывели на линию. Как итог — 65-й маршрут постоянно битком, в час-пик в автобус невозможно залезть. Или взять маршрут Т-31. Эти страшные, убитые временем ПАЗики. И таких маршрутов, где ПАЗики не справляются, много — А-16, А-22, А-45, А-65, Т-24, Т-31, Т-45, Т-57, Т-76, Т-81, Т-83, Т-97», — описал происходящее Александр К.
«Я наблюдаю только ухудшение в виде многочисленных ПАЗиков, которым все позволено и сходит с рук. Большой транспорт уступает и количественно, и качественно. Зарплаты невысокие, люди уходят. Трамваи новые очень низкого качества. За последние три года разрушена троллейбусная линия по улицам Родионова, Большой Печерской, Казанскому шоссе, Бринского, Ивлиева», — поделился наблюдениями Петр С.
«Ожидание транспорта по 40 минут, постоянные опоздания, невыход на маршрут — свидетельствуют о продолжающимся кризисе общественного транспорта. Например, аэроопорт — это живая туристическая артерия. Но он по-прежнему остается без четко налаженного транспорта, с момента отмены еще при губернаторе Немцове автобусного маршрута Э-55. Транспортная реформа полностью провалена», — считает экоактивист Сергей Гостев.

Особое возмущение вызвало разрушение троллейбусной сети. Региональное правительство сообщило, что ее обновление обойдется слишком дорого. Поэтому взамен троллейбусов решили закупить электробусы. Но горожане создали петицию и выпустили видеообращение, требуя сохранить «рогатый» транспорт. Также они пожаловались на действия чиновников председателю СКР Александру Бастрыкину. Тот поручил возбудить уголовное дело на тех, кто пытается избавиться от троллейбусов. Дважды его в прошлом году «закрывала» прокуратура.

«Такого не было никогда»

По мнению нижегородского журналиста Александра Виноградова, транспорт стал ходить лучше, но городу все-таки стоит перенять опыт Казани.

«Живу в Казани два года. И первое, что бросается в глаза мне, коренному нижегородцу, — транспортная инфраструктура. Дело немыслимое, автобусы и троллейбусы почти всегда ходят по расписанию. В салонах бывает тесно, но нечасто. Да и пробок поменьше. Дело здесь, на мой взгляд, не в хитроумных маршрутных схемах. В Казани автодороги в среднем шире нижегородских. Есть выделенки. Город опутывают кольцевые магистрали. И вот это все снижает автомобильный поток, а следовательно, и транспорт ходит с определенной регулярностью», — рассказал собеседник NewsNN.

Депутат Госдумы от Нижегородской области Владислав Егоров считает, что замена подвижного состава и новый транспорт — это важно, но куда нужнее было разгрузить дороги. Например, сделать больше выделенных полос, увеличить количество парковок, создать дублеры крупных магистралей.

«Запускать реформу до того, как построят новые станции метро и положат новые трамвайные пути, наверное, было не совсем верно. Сейчас в городе по сути действует временная схема движения, и поэтому сыпятся жалобы, что люди ждут на остановках транспорт порой около часа. Такого не было никогда. И многие нижегородцы со мной, думаю, согласятся», — добавил Егоров.

По мнению заместителя председателя транспортного комитета регионального Заксобрания Рустама Досаева, реформа делает Нижний Новгород заметно комфортнее.

«Транспортная реформа назревала и назрела. То, что мы перешли к ней, — хорошо. И масштабы изменений, на мой взгляд, поражают. Да, появляются недочеты какие-то и шероховатости. Я и сам получаю письма с жалобами от горожан. Но, давайте скажем честно, это нормально. Тем более, общественный транспорт — механизм сложный. И какие-то нюансы можно не всегда учесть, они всегда будут выявляться. Из хорошего — мы переходим на брутто-контракты. Пытаемся сделать пересадочные узлы, что достаточно грамотно. Выделенные полосы для общественного транспорта появляются. Это очень хорошая история», — говорит он.

При этом депутат призвал к комплексному решению задачи — если делать выделенки, то необходимо также расширять проезжую часть, создавать карманы и дополнительные виадуки, разворотные площадки. На данный момент региональный минтранс уже занимается этим вопросом. Планируется, что концепцию депутаты ЗСНО увидят в сентябре.

«Некорректно давать оценку»

В ЦРТС считают, что за минувший год улучшилась транспортная доступность 12 городских территорий. Среди которых крупные жилые комплексы и удаленные микрорайоны.

Министр транспорта Нижегородской области Павел Саватеев полагает, что на середине пути некорректно давать итоговую оценку реформе, так как это пошаговая работа для улучшения качества обслуживания пассажиров и повышения доступности.

«С 23 августа 2022 года единые тарифы и измененное меню проездных абонементов в Нижнем Новгороде действуют на всей сети общественного транспорта, от частного автобуса до электрички. Получены федеральные средства, и идут работы по продлению метро. Продолжается реконструкция трамвайных путей с одновременной закупкой новых вагонов. Благодаря запуску электробусов мы продлили маршруты общественного транспорта в ЖК „Цветы“, ЖК „Торпедо“ и другие микрорайоны. Закупаем новые автобусы не только для Нижнего Новгорода, но и для районов», — сказал Саватеев в разговоре с NewsNN.

Министр добавил, что корректировка маршрутной сети продолжится до середины 2025 года, когда закончится последнее свидетельство на работу на маршрутах, которое было выдано до начала реформы, и все перевозчики Нижнего Новгорода будут переведены на регулируемые тарифы.