Posted 28 декабря 2022,, 04:34

Published 28 декабря 2022,, 04:34

Modified 14 марта 2023,, 07:45

Updated 14 марта 2023,, 07:45

автобус

Доехать живым: какие испытания проходят нижегородцы в автобусах

28 декабря 2022, 04:34
Фото: newsnn.ru
автобус
Общественный транспорт — лицо любого города, и в Нижнем Новгороде оно явно не претендует на участие в конкурсе красоты. Хотя, казалось бы, это миллионник, и городская среда здесь должна быть развитой и удобной.

«Убитые» пазики, беспощадная давка в салонах, отсутствие валидаторов, нехватка автобусов на маршрутах и хамство водителей — далеко не все недостатки, с которыми пассажиры автобусов в Нижнем Новгороде сталкиваются каждый день.

Доехать живым

В Нижнем Новгороде, где проживают почти 1,3 млн человек, на большинстве маршрутов население обслуживают автобусы среднего класса, многие из которых представлены старыми «убитыми» пазиками. Несложно догадаться, что утром и вечером, когда люди едут на работу и возвращаются домой, попасть в эти автобусы крайне сложно — при открытии дверей пассажиры гроздьями свисают с поручней в дверном проеме: ни выйти, ни зайти.

Если отчаянный горожанин все-таки попытается пробраться в салон, его могут задавить намертво, так как плотность пассажиров превышает все допустимые нормы. Страшно представить, что грозит ребенку, если он решит утром поехать в школу на общественном транспорте. А водитель тем временем грозно требует оплатить проезд, хотя нет ни малейшей возможности засунуть руку в карман или сумку, чтобы достать кошелек.

С учетом утренних пробок ехать в переполненном автобусе без возможности пошевелиться приходится порой до полутора часов. Тем временем автобусы большого класса курсируют лишь по крупным магистралям, и добраться до них из большинства жилых массивов возможно только с пересадкой — а это 30 рублей за проезд плюсом.

В этом году власти попытались решить эту проблему и ввели пересадочные тарифы, в рамках которых в течение часа можно совершать бесплатные пересадки. Но воспользоваться ими могут только обладатели транспортной карты, активация которой стоит 100 рублей.

Уроки вежливости

В автобусах Нижнего Новгорода нередки стычки между пассажирами, только за последний месяц их случилось как минимум три: в декабре мужчины набросились на девушек-подростков в салоне автобуса, а в другом случае пьяный мужчина избил пассажирку из-за того, что она не уступила место пожилой женщине. В середине ноября нижегородец жестоко избил пассажира автобуса за замечание, в октябре мужчины устроили в транспорте поножовщину. Если все перечисленные случаи говорят об уровне культуры местных жителей, то ситуации с хамством сотрудников пассажирского транспорта тоже нередки.

Утром 23 декабря водитель автобуса Т-31 потребовал показывать ему купленные билеты на выходе. Одна девушка не услышала объявление из-за наушников. Когда она попыталась выйти, водитель специально ударил ее дверью. На вопрос, в чем дело, мужчина ответил отборным матом.

В начале декабря кондуктор вытолкнул пассажирку из автобуса из-за того, что она оплатила проезд картой брата. В середине ноября все пассажиры одной из маршруток оказались заперты в салоне, пока кондуктор скандалила с женщиной, оплатившей проезд картой мужа. В другой маршрутке силовикам пришлось разнимать кондуктора и пассажира, которые подрались в ходе поездки. А летом водитель ударил женщину, когда та пыталась вернуть деньги за билет.

После такой подборки можно сделать только один вывод: вежливому общению с людьми в России нужно учить не только медиков, но также водителей и кондукторов общественного транспорта, поскольку ежедневно через них проходит гораздо больше людей, нежели через поликлиники. А ведь люди еще и немалые деньги платят за столь удручающее обслуживание.

«Гуляющие карты»

Оплата проезда в пассажирском транспорте Нижнего Новгорода — отдельный сложный квест. Когда пассажир чудом попадает в переполненный утренний пазик через заднюю дверь, добраться до водителя для оплаты проезда нереально. Поэтому честные горожане передают вперед свои банковские карты и деньги. В итоге по всему автобусу «гуляет» множество карт. И кто знает, сколько из них не возвращается к своим владельцам. Но наверняка среди пассажиров много и тех, кто не хочет рисковать своим имуществом и пускать его по рукам. Поэтому число «зайцев» в автобусах Нижнего Новгорода тоже, скорее всего, зашкаливает.

В пассажирском транспорте большого класса ситуация еще интереснее: если в пазике есть возможность добраться до терминала и самостоятельно оплатить проезд, то в большом автобусе нужно дойти до кабины водителя и отдать ему в руки карту, после чего он проводит с ней невидимые манипуляции. Мало того, что люди нервничают, потому что не знают, что делают в кабине с их картой, так еще и водитель постоянно отвлекается от управление автобусом, создавая аварийные ситуации.

Учитывая перегруженность пассажирских автобусов Нижнего Новгорода, спасти ситуацию может только повсеместная установка валидаторов на всех поручнях: это и прибыль увеличит, и облегчит жизнь водителям и сотням тысяч пассажиров.

Пешком быстрее?

У Нижнего Новгорода есть еще одна уникальная особенность из серии «очевидное — невероятное»: до какой бы точки вы ни решили добраться, практически во всех случаях «Яндекс.Карты» покажут вам одинаковое время пути пешком и на автобусе, если только речь не идет о другом конце города с расстоянием больше пяти км. И это без учета времени ожидания маршрутки и стояния в городских пробках.

Получается, что передвигаться пешком по городу едва ли не быстрее, чем на автобусе, как бы алогично это ни звучало. Так что набираемся терпения, качаем ноги и отправляемся в путь — и бесплатно, и полезно для здоровья, и рисковать в автобусной давке не надо. Сплошные преимущества.

Мнение нижегородцев

Редакция NewsNN провела опрос среди своих читателей в социальных сетях о качестве работы автобусов и выяснила, что большинство из них — 67% — считают общественный транспорт Нижнего Новгорода ужасным.

26% опрошенных оказались инертны и выбрали вариант «довозят — и нормально». И лишь 4% горожан нижегородский общественный транспорт вполне устраивает. На 28 декабря участие в опросе приняли 570 нижегородцев.

Первые итоги реформы

Транспортная реформа в Нижнем Новгороде началась минувшим летом. Власти обещают, что длиться она будет аж до 2025 года.

В результате в Нижнем Новгороде должны оптимизировать маршрутную сеть, построить выделенные полосы для общественного транспорта, заменить старые остановки и автобусы.

Уже есть и первые результаты: в Нижнем Новгороде появились низкопольные автобусы с кондиционерами и валидаторами. Правда, пока только на маршруте А-90. Должны появиться валидаторы и на других маршрутах, но пока нет никакой конкретики о том, когда и где они будут установлены.  

 

Ранее в Центре развития транспортных систем NewsNN рассказали, что валидаторами уже оснащены около 70% автобусов ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс», 60% трамваев и 52% троллейбусов ГП НО «Нижегородэлектротранс».

Появились в городе и пересадочные тарифы, дающие возможность в течение часа бесплатно пересесть с одного автобуса на другой.

Сейчас в системе общественного транспорта остро стоит проблема нехватки водителей — она достигает 45%, рассказали в ГП «Нижегородпассажиравтотранс». Во многом по этой причине наблюдаются большие интервалы в движении. Почему нижегородские мужчины не хотят работать водителями автобусов, неясно. Но причина, скорее всего, в низкой заработной плате при тяжелых условиях труда. В декабре заработную плату шоферов обещали поднять на треть. Посмотрим, поможет ли это уменьшить число вакансий.

Как в других городах

Транспортная реформа проводится не только в Нижнем Новгороде, но и во многих городах России: Воронеже, Курске, Белгороде, Орле, Тамбове, Туле.

В Белгороде, например, с улиц убрали пазики и «Газели», появились выделенные полосы, закупили много новых низкопольных ЛиАЗов большого класса с кондиционерами, во всех автобусах стоят валидаторы, внедрена система check-in/check-out с автоматическим расчетом стоимости проезда. При этом оплата проезда остается одной из самых низких в стране — 20 рублей по карте и 25 — наличкой.

В Воронеже постепенно обновляется автобусный парк, внедряется безналичная система оплаты, совершенствуются маршруты и расписание автобусов. Введены магистральные маршруты, которые курсируют почти до полуночи.

Развитая и удобная система общественного транспорта в Калининграде, Твери и Казани, там курсирует большое количество автобусов большого класса с валидаторами. Причем ходят они допоздна, загулявшийся горожанин без проблем может попасть домой даже около полуночи.

Красноярск переживает транспортную реформу уже несколько лет, пока из результатов — новые автобусы и троллейбусы. В этом году в городе начался очередной этап, который должен увеличить число рейсов в новые микрорайоны. Из наболевших проблем — грязные остановки и автобусы, а также несоблюдение расписания маршрутками.

В Краснодаре в следующем году тоже запускают транспортную реформу, так как горожане жалуются на нехватку автобусов в новых микрорайонах, несоблюдение расписания, отсутствие пересадочных талонов и неудобство существующей маршрутной сети из-за большого числа пересадок. В результате в Краснодаре должны расширить сеть выделенных полос для автобусов, ввести магистральные и подвозящие маршруты, а также реконструировать остановки.

Цена вопроса?

Плата за проезд в общественном транспорте Нижнего Новгорода — одна из самых высоких в России, если не считать Москвы и Санкт-Петербурга. 30 рублей горожане платят по карте и 35 рублей — наличкой, причем цена пока явно не соответствует качеству.

В Казани проезд по безналу составляет 31 рубль, за наличную оплату — 36 рублей. В Екатеринбурге проезд стоит 32 рубля, во Владивостоке — 32 рубля по карте и 35 — наличными.

В Воронеже горожане платят наличными 28 рублей, по карте — 26 рублей. Поездка в автобусе Красноярска стоит 32 рубля, Краснодара — 35 рублей, Твери — 27 рублей по карте и 31 рубль — наличными.

В Калининграде в автобусах малого класса за проезд платят 30 рублей, в остальных — 28 рублей. По карте дешевле: 27 и 25 рублей соответственно. В Белгороде проезд стоит 20 рублей по карте и 25 — наличкой.

Получается, проезд в Казани, Красноярске, Краснодаре, Екатеринбурге и Владивостоке стоит больше, чем в Нижнем Новгороде, но там и общественный транспорт развит лучше. Как показывает практика, не всегда высокая стоимость означает образцовое качество услуг.

"