Posted 5 октября 2023, 05:30
Published 5 октября 2023, 05:30
Modified 5 октября 2023, 05:30
Updated 5 октября 2023, 05:30
Особенности бизнес-образования существенно отличаются от программ, предлагаемых в вузах и на курсах повышения квалификации. Классика — это MBA, широко известны также бизнес-тренинги.
Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин отмечает, что предприниматели проявляют значительный интерес к образованию. Привлекательность такого обучения объясняется тем, что современные реалии быстро меняются, и бизнесменам необходимо приспосабливаться к новым условиям.
«С одной стороны, это все, что связано с „мягкими“ навыками и универсальными компетенциями, способностью будущего сотрудника работать в формате многозадачности и постоянных изменений. Спрос вырос на курсы, повышающие компетенции по управлению в стрессовых ситуациях и умению действовать в нестабильной реальности и правильно проживать ошибки, управлению изменениями. Сейчас мы видим запрос у бизнеса на конфликтологию и умение применять переговорные, медиативные техники в различных отраслях», — говорит Катырин.
По словам основателя и руководителя бизнес-школы Vadens, профессора НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Михаила Плотникова, рынок делового образования предлагает два формата получения новых знаний. Первый — онлайн-курсы, которые доступны слушателям в любом регионе вне зависимости от места проживания. Второй — локальные офлайн-программы.
Но в Нижегородской области офлайн-предложений мало. Эксперт отметил, что условно бизнес-образование в регионе можно разделить на три категории:
Сюда относятся программы MBA и президентская программа подготовки управленческих кадров. Отличаются они большей «академичностью».
«Даже формат MBA начинает устаревать. Учиться два года и получить системное образование в современных условиях уже не очень привлекательно», — отметил Плотников.
Их реализуют и бизнес-школы, и университеты, и тренинговые центры. Они более специализированы, но схожи с таким понятием как «рассказы на тему».
«В большинстве случаев они представляют оболочку. Часто заявляется, что слушатель прокачает навыки, получит какие-то инструменты и так далее. Но это маркетинговые инструменты», — полагает профессор.
Это тренинги с играми. Они пользуются спросом со стороны корпораций, так как сотрудники ненадолго выпадают из рабочего процесса. Также игровые мероприятия относительно недорогие.
«Основная проблема, которую я вижу повсеместно — это недостаток методических компетенций, как именно надо учить. В хорошей программе всегда должны сочетаться и системная теория, и необходимость рассказать и показать, чтобы изменить взгляды, мировоззрение и понимание людей. Плюс хорошая практика и хорошая методика преподавания. Научить и рассказать — это не одно и то же», — уверен Плотников.
Плотников выделяет три разные категории людей, которые идут за бизнес-образованием. Первая — не очень уверенные в себе молодые профессионалы. Вторая — предприниматели с определенным успехом в бизнесе. Третья — тех, кого загоняют учиться. Чаще всего это руководители среднего звена, которые стали начальниками отделов.
Уполномоченный по правам предпринимателей в Нижегородской области, председатель регионального отделения общественной организации «Деловая Россия» Павел Солодкий уверен, что бизнес подразумевает постоянное обучение. И неважно речь идет о самообразовании или каких-либо курсах, форумах, конференциях и проч. На это влияют такие факторы, как изменение законодательства, рост компаний и не только.
«Мы постоянно проводим образовательные завтраки, ужины для предпринимателей с участием адвокатов, юристов. Рассказываем, как защитить, поддержать», — констатировал Солодкий в беседе с NewsNN.
То есть, в Нижегородской области бизнес-образование востребовано. По мнению Плотникова, это обусловлено необходимостью повышать производительность труда каждого отдельного сотрудника.
«Есть субъективно рефлексируемая потребность. Все больше и больше руководителей высшего и среднего звена понимают, что текущих знаний, умений, компетенций не хватает. А самое главное, начинают понимать, что не хватает практического опыта. Необходимо системное образование, фундаментальное осмысление управления, новые взгляды, подходы, концепции. Спрос есть. Он большой и растущий», — отметил Плотников.
По данным Росстата и международного института менеджмента объединений предпринимателей, рынок делового образования в стране оценивается примерно в 94,5 млрд рублей. В сегменте представлено более шести тысяч компаний, в которых заняты около 150 тысяч человек. Рынок же потенциальных слушателей и вовсе оценивается в 15-20 млн человек.
«Международный институт менеджмента объединений предпринимателей» является одной из самых известных бизнес-школ в России. Он находится при Торгово-промышленной палате России. Одна из крупнейших компаний в сфере делового обучения — школа «Сколково». Стоимость обучения по программе Executive МВА составляет 8,4 млн рублей, классическая программа МВА стоит 4,1 млн рублей. Еще один крупный игрок в сегменте — это «Русская школа управления», ориентированная на обучение менеджеров.
Но геополитическая обстановка внесла свои коррективы. Российские бизнес-образовательные учреждения всегда ориентировались на западные стандарты. Однако в прошлом году международные организации приостановили аккредитацию бизнес-школ, преподаватели отменили курсы, а университеты столкнулись с проблемами в партнерских программах и обмене студентами.
«Сейчас идет изменение содержания с возвратом к лучшим образцам советских образовательных стандартов с применением уже наработок отечественного бизнеса. Очевидно, что такие сложные процессы в столь консервативной отрасли, как образование, не могут проходить безболезненно в столь сжатые сроки. Быстрый переход на отечественные онлайн-сервисы и технические решения, процесс замены привычных и бывших монополистами коммуникационных и образовательных платформ из недружественных стран. Развитие системы делового образования — одно из ключевых направлений деятельности Торгово-промышленной палаты», — констатировал Катырин.
Выпускники бизнес-школ подчеркивают, что цель делового образования заключается не только в получении «корочки», а в решении собственных рабочих задач. Для этого очень важен обмен опытом и международный опыт. Эксперты отрасли считают, что нужно изучить другие страны — например, Китай или Сингапур, и рассмотреть возможности сотрудничества с местными бизнес-школами.