Posted 7 сентября 2023,, 11:05

Published 7 сентября 2023,, 11:05

Modified 7 сентября 2023,, 11:07

Updated 7 сентября 2023,, 11:07

Что происходит на рынке скупки и переработки металла

Налоги и нелегальный бизнес: как перерабатывают металл в Нижегородской области

7 сентября 2023, 11:05
Фото: newsnn.ru
Что происходит на рынке скупки и переработки металла
В Нижегородской области металлургия процветает, и недостатка в предприятиях по скупке и переработке лома нет. Но более половины компаний совершают непрозрачные сделки. А сами нижегородцы не спешат сдавать металл из-за высоких налогов. К 2023 году все это не устраивает ни бизнес, ни власть.

Дикая конкуренция

По данным Нижегородстата, в регионе около 19,3% обрабатывающих производств являются металлургическими. К маю 2023 года объемы продукции таких предприятий выросли к апрелю прошлого года на 8,7%.

В министерстве промышленности и предпринимательства Нижегородской области сообщают, что индекс физического объема по металлургическому производству составил за 2022 год 114,3%. Объем отгруженной продукции в действующих ценах увеличился на 33%.

Крупнейшие металлургические предприятия региона, такие как «Русполимет» и «Выксунский металлургический завод», как правило, являются и переработчиками металла, что помогает им получать больше производственного сырья. Но есть и отдельные заводы по переработке.

Все это привело к созданию в регионе сотни компаний, которые занимаются приемкой металлов. Но точное их количество неизвестно — так как многие компании работают нелегально.

«Переизбыток конкурентов сейчас. На пятьсот метров — три приемки бывает. И это еще число компаний уменьшилось за последние два года из-за санкций. Но если работать по закону, это надо быть миллионером. Аренда земли — от 50 до 150 тысяч рублей в месяц, лицензия — более 600 тысяч рублей, весы и оборудование стоят тоже недешево, не говоря уже о спецтехнике. И чтобы существовать, надо выделять огромные деньги, которые ты можешь и не заработать», — пояснил NewsNN представитель компании по скупке металлолома Михаил К.
«Легальных площадок немного, нелегальных — полно. Видели такое, что на одну приемку стоят пять или 10 нелицензированных», — говорит гендиректор ООО МК «Металлпрофи» Анатолий Кузнецов.

Чаще всего нижегородцы сдают черный лом, вторые по популярности в регионе — медь и алюминий. В среднем килограмм черного лома стоит 23 рубля, цветного — от 40 до 400 рублей.

После того, как 1 октября в России вступит в силу закон, обязывающий продавать лом по безналу, отрасль частично «обелится». Но, по данным Кузнецова, часть предприятий уже ищет возможность обойти законодательство и оставить сделки в «тени».

«Когда к нам полиция звонит и запрашивает лицензии и справки я, бывает, спрашиваю, почему именно нам. И слышу в ответ: мы больше и не можем найти никого, кто даст нам документы. И такая проблема во всех районах Нижнего Новгорода», — отметил бизнесмен.

В связи с этим Кузнецов обратился за помощью к губернатору Нижегородской области Глебу Никитину. Во время «прямой линии» с предпринимателями он попросил чиновника усилить контроль за торговлей металлоломом.

В ответ Никитин пообещал, что полиция будет пристальнее следить за такими компаниями.

«МВД выписывает много штрафов, но раз вопрос снова звучит, то еще нужно контролировать. Минпрому с МВД и ФНС надо решать эту проблему», — сказал Никитин.

Санкции против спроса

Также в компаниях по скупке лома рассказали NewsNN, что из-за санкций в марте 2022 года на месяц произошел экономический коллапс. После вступления в силу ограничений на экспорт крупные предприятия какое-то время попросту почти не принимали металл, отказавшись от услуг многих поставщиков, или приобретали его по максимально низкой цене. Все потому, что переработка во многом зависит от оборотов металлургов. Предприятия получили серьезные убытки. Цены восстановились только в этом году.

В тот же период обвалился спрос — люди опасались нести лом или же не хотели продавать его дешево.

«Металлолома словно стало в три раза меньше. Люди перестали возить. И мы даже закрыли один пункт из-за того, что, грубо говоря, тратили 150 тысяч рублей, а зарабатывали 100», — признался Михаил К.

По мнению собеседника NewsNN, бизнесу помогут утилизационный сбор на автомобили и другие программы, мотивирующие людей сдавать больше металла.

Отмена НДФЛ, утилизационный сбор и другие перспективы

Чтобы узнать, насколько типичны проблемы нижегородцев, NewsNN изучил федеральную статистику. Оказалось, что по данным Росстата, ежегодно в России образуется до 50 миллионов тонн металлических отходов. С точки зрения экологии и здравого смысла, их необходимо перерабатывать. Но пока мощностей в стране недостаточно — вторую жизнь обретает лишь одна четвертая от этого объема. Хотя к 2023 году сбором и переработкой лома в стране занимаются уже 10 тысяч компаний. И это только в «белом» секторе.

Плюс из-за санкций, по данным Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП), рынок потребления металлургическими заводами вторичного сырья снизился приблизительно на 25%. Плюс скапливается непереработанный лом за прошлые годы. В основном — у населения.

Поэтому в середине 2023 года правительство РФ задумалось о том, чтобы не только обелить рынок, но и с помощью нового законодательства и господдержки стимулировать сдачу металлолома.

«Запасы вторичного лома в стране — 300 млн тонн и более. Это то, что необходимо ввести в промышленный оборот», — убежден вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев.

Он пояснил, что одна из основных причин, по которой граждане не сдают лом — налоги. Как правило, сейчас россияне платят их, если сумма, вырученная за металл, превышает 250 тысяч рублей. Изменить ситуацию к лучшему может отмена НДФЛ на сдачу лома. Например, по мнению члена совета директоров ГК «Акрон Холдинг» Александра Кобенко это принесет «порядка 60 млрд рублей в выражении налоговом по цепочке добавленной стоимости».

Также руководство ТПП считает, что назрела необходимость возобновления в стране программы утилизации автомобилей, доказавшей свою эффективность.

«Мы предлагаем сумму за сданный автомобиль увеличить до 150-250 тысяч рублей, было 50 тысяч рублей. Если это электроавтомобиль — увеличить до 350 тысяч. Предусмотреть, чтобы утилизационный сбор шел конкретно на развитие инфраструктуры переработки вторичных отходов», — рассказал Фатеев.

Пока все эти инициативы только обсуждаются с бизнесом и профессиональным сообществом.

"