Posted 24 июля 2023, 12:00
Published 24 июля 2023, 12:00
Modified 24 июля 2023, 12:03
Updated 24 июля 2023, 12:03
Основными источниками данных при составлении данного рейтинга, конечно, стали отчеты городов об исполнении бюджетов. И если в 2013 году это были в основном настоящие документы, которые кропотливо разрабатывали администрации, затем рассматривали на публичных слушаниях, и уже после этого утверждали своими решениями городские думы. То в 2023-м многие мэрии перенаправляют на отдельный портал под общим названием «Бюджет для граждан».
Такие ресурсы в режиме реального времени рассказывают любому, кого интересует наполнение и расходование средств муниципального бюджета, сколько денег планировалось получить и сколько поступило в казну по факту, куда эти средства расходуют и в каком объеме. Правда, повлиять на траты муниципалитетов горожане не в силах, а вот на доходы — вполне. Главное — платить все налоги.
Ключевыми показателями муниципальных бюджетов, конечно, считаются доходы и расходы. И в каждом городе показатели только увеличивались.
Так, самый большой рост доходов был зафиксирован у Нижнего Новгорода — на 213%. В 2013 году городу «пришли» 21,8 млрд рублей, а в 2022-м — 68,3 млрд рублей. На втором месте оказался Воронеж — доходов оказалось больше на 191% (13,4 млрд рублей и 39 млрд рублей соответственно). «Бронзу» взял Санкт-Петербург — 184,8% (в 2013-м было 408,7 млрд рублей, а в 2022-м стало 1,1 трлн рублей). В аутсайдерах Казань (+63,2%), Новосибирск (+70,8%) и Красноярск (+79,6%).
Если оценивать расходы, то и здесь Нижний Новгород в лидерах — в 2013-м году город потратил 23 млрд рублей, а в 2022-м уже 69,7 млрд рублей. Сумма увеличилась на 203%. Второе место забрал Санкт-Петербург 393,4 млрд рублей и 1 трлн рублей соответственно (+165,3%). Третий Омск, который потратил 14,3 млрд рублей и 34,4 млрд рублей соответственно (+141,2%). Меньше всего расходы выросли в Екатеринбурге (+60%), Новосибирске (+60,7%) и Казани (+64,2%).
Если смотреть на саму сумму доходов и расходов, то тогда лидерами (что неудивительно) становятся Москва и Санкт-Петербург. Но «де юре» в бюджетном смысле их нельзя назвать городами: это два отдельных субъекта РФ — два региона, что естественно видно по расходным и доходным частям бюджетов. Питеру «на жизнь» требовалось несколько сотен миллиардов рублей, сейчас поступления и траты за год исчисляются триллионами, а Москва и 10 лет назад считала доходы и расходы в триллионах.
Одной из статей, которая снижает степень устойчивости муниципальных бюджетов, является муниципальный долг. Да и по слову «долг» понятно, что это какой-то однозначно негативный фактор.
За десятилетие финансовые департаменты миллионников научились как-то работать с долговыми обязательствами, регулярно отчитываясь о сокращении и самой суммы долга, и ее доли относительно доходов бюджета. Кроме того, раньше основную часть муниципального долга практически у всех составляли банковские кредиты, сейчас львиная доля задолженности приходится на бюджетные кредиты часто с невероятной ставкой 0,1% годовых, но и их придется возвращать.
За десять лет муниципальный долг больше всего сократился в Краснодаре — с 12,1 млрд рублей до 2,4 млрд рублей (-79,5%). На втором месте стоит Екатеринбург (-73%), на третьем — Воронеж (-66%).
А вот Нижний в аутсайдерах. За 10 лет муниципальный долг вырос на 193% (5,1 млрд рублей против 15,1 млрд рублей). Приволжская столица уступила только Санкт-Петербургу с его +316%. Третьим с конца стал Омск — +136,7%.
Больше всего сократить этот показатель удалось Казани — по итогам 2013 года она оценивалась в 138% (это единственный город, где показатель превышал сами доходы — в соотношении 30 к 24 млрд рублей), а по итогам 2022-го снизилась до 62,8%. Значительно упали показатели и в Краснодаре — за 10 лет доля муниципального долга упала с 55,09% до 4,8% (-50,29%). Тройку лидеров здесь замыкает Воронеж, где цифра уменьшилась на 36,7%.
В конце списка оказались Новосибирск (там доля муниципального долга даже выросла на 7,9%), Санкт-Петербург (+2,4%) и Омск (-1%).
Нижний Новгород — четвертый с конца с показателями 23,6% и 22,2% в разрезе десятилетия (-1,4%).
Местные бюджеты наполняются за счет трех основных статей — налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления. В бюджеты городов поступают частично или полностью налоги на доходы физических лиц, на имущество, на землю, за использование муниципального имущества, за аренду земли, налоги бизнеса, плата за патенты и еще много всего.
Однако в большинстве городов самую крупную часть доходов казны составляют безвозмездные поступления — это дотации, субсидии и субвенции из вышестоящих бюджетов, которые не потребуется возвращать, но и тратить эти средства по собственному усмотрению города не могут, поскольку «своими руками» эти деньги не зарабатывают.
Первую строчку здесь занял Воронеж, в бюджете которого безвозмездные поступления за десять лет выросли на 475% — с 4,6 млрд рублей до 26,7 млрд рублей. Следом идут Самара (+404%) и Нижний Новгород (+370,4%).
А вот Санкт-Петербург ушел в минус — там безвозмездные поступления сократились на 4,3%. Второй снизу стала Москва (рост на 29,3%), а третьей — Казань (+53,4%).
Во всех городских бюджетах, как десять лет назад, так и сейчас, расходы на образование — одна из самых обильно финансируемых статей. В ряде городов траты на образование стоят на первом месте по сумме в структуре расходов. В эту статью входят общее, дошкольное и дополнительное образование, создание центров развития, все ремонты в школах и детсадах, покупка учебников — много всего.
И лидирует по этому пункту Нижний Новгород — здесь за 10 лет стали тратить на образование на 244% больше: в 2013-м году уходило 9,6 млрд рублей, а по итогу 2022-го — 23,6 млрд рублей. Второе место заняла Самара с приростом в 204% (8,1 млрд рублей против 16,6 млрд рублей), а третье досталось Краснодару — +197% (10,1 млрд рублей и 30 млрд рублей).
В конец списка попали Волгоград (+50,6%), Москва (как ни странно, всего +64,1%) и Новосибирск (+71%).
Сумма расходов по этой статье — также в числе самых значительных в городской казне. Именно в нее входят траты на транспорт, ремонт и строительство дорог, сельское и водное хозяйство, а также связь и различные электронные сервисы.
И здесь просто ошеломил показатель Уфы — за десять лет расходы столицы Башкирии на национальную экономику выросли на 1353% — с 918 млн рублей до 13,3 млрд рублей. Далее идет Воронеж (+379,3%), а следом Нижний Новгород (+327,4%). Но есть и миллионники, которые сократили такие траты — Казань (-12,6%) и Челябинск (-3,7%). Они внизу таблицы.
По итогам 2013 года траты на жилищно-коммунальное хозяйство в среднем уверенно держались на третьем месте по сумме в структуре бюджетных расходов городов. Но сегодня в ряде мегаполисов на ЖКХ тратят почти столько же, сколько и на образование. В эту статью входят не только прокладка, ремонт и содержание коммунальных сетей, но и городское благоустройство.
И вновь по темпу прироста расходов лидирует Уфа — 385%. Рискнем предположить, что причиной такого бурного роста расходов на транспорт и благоустройство стала подготовка к 450-летию Уфы, которое будет отмечаться в 2024 году. Второе место досталось Челябинску (+376,6%), а третье снова забрал Нижний Новгород (+342%). Власти приволжской столицы, кстати, в 2013-м году на ЖКХ тратили 2,2 млрд рублей, а в 2022-м — 9,7 млрд рублей.
По объему вливаний в сферу ЖКХ самую слабую позицию занимает Казань (-48%) вместе с сократившими траты Краснодаром (-14,4%) и Новосибирском (-13,7%).
Сюда входят траты на всех муниципальных чиновников, включая мэра и его заместителей, проведение референдумов, функционирование судов, гордум и аппаратов администраций. Эти расходы за десятилетие если и росли, то наиболее низкими темпами, даже не стараясь дотягивать до трат на образование, ЖКХ и национальную экономику, но успешно превышая средства городов на здравоохранение, социальную политику, культуру и охрану окружающей среды.
В среднем в 2023 году чиновники стали тратить на себя на 140% больше, чем 10 лет назад, но в структуре разросшихся городских расходов необходимая для их работы сумма не превышает 5%-7%.
По этому показателю в плохом смысле удивила Уфа, которая нарастила траты на чиновников на 470% за десятилетие. За ней идут Омск (+425%) и Москва (+322%).
А снизить расходы на общегосударственные вопросы удалось лишь Самаре и Волгограду — на 1,5% и 9% соответственно.
Что касается Нижнего Новгорода, то он во второй половине списка с приростом в 176,2%. Местные чиновники в 2013-м году отдавали на общегосударственные вопросы 1,4 млрд рублей, а в 2022-м — 3,9%.
В 2013 году в ряде городов траты на медицинскую отрасль показались крохотными, особенно в сравнении с образованием, национальной экономикой и ЖКХ. А ведь здравоохранение — это невероятно важная отрасль для каждого из нас. Десять лет назад она не выдерживала соперничества по сумме расходов ни с одной из отраслей, и с того времени мало что изменилось.
Но сейчас сравнить нам нечего. С 2022 года расходы на здравоохранение переданы на областной уровень, то есть за поликлиники и больницы во всех самых отдаленных от центра муниципалитетах отвечает регион. Поэтому показателей у многих миллионников просто нет.
Без учета здравоохранения в рейтинге было девять показателей. По итогу среди всех российских миллионников по стабильности наполнения и расходования бюджета лидирует Воронеж, набравший 118 баллов. Затем идет Нижний Новгород — 102 балла. А вот третье место взяли сразу два города — Краснодар и Самара. Они заработали по 99 баллов.
В топ аутсайдеров из-за долга и снижения расходов по важным статьям попали Новосибирск (35 баллов), Казань (55 баллов), Челябинск (60 баллов), Екатеринбург (63 балла) и Санкт-Петербург (64 балла).