Жители Нижнего Новгорода годами жалуются на вонь в районе Московского шоссе. Многие источником неприятных запахов считают «Нижегородский масло-жировой комбинат (НМЖК) и просят либо закрыть предприятие, либо вынести за черту города. Негативные комментарии появляются, в том числе, на странице губернатора Глеба Никитина в соцсети.
«Вонь жуткая. Может, и производят что-то полезное. Но отравляют запахами все вокруг», — полагает Алексей.
«Запах от комбината отравляет своими почти всю заречную часть Нижнего Новгорода. Живу около парка 1 мая, как ветер со стороны Жирика [НМЖК], то хоть вешайся, вонища ужасная. Такие предприятия надо за пределы города выносить», — считает Ольга.
«Такие заводы надо переносить за город. Искренне жаль людей, живущих и работающих рядом с этим ужасом», — написал Кирилл.
«Чтобы запах исчез надо ликвидировать „НМЖК“. Губернатор это сделать не может (это и большие деньги на снос, и потеря налогов). Так что придется нюхать», — пожаловался Алексей.
«Как местный житель скажу, что да, временами пахнет, но так чтобы дышать нечем — преувеличение. На жалобы наши есть ответы из всех инстанций — вредных превышений в воздухе не обнаружено», — поделилась Ольга.
Как сообщили NewsNN в управлении Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия, с 2018 года на масло-жировой комбинат поступило 62 жалобы на неприятные запахи, одна из них — в этом году. Больше всего обращений зафиксировано в 2018 и 2021 годах.
С данной проблемой горожане обращаются и в региональное управление Роспотребнадзора. Назвать число жалоб там не смогли. Специалисты делают замеры, но нарушений предельно допустимой концентрации вредных веществ не находят. Возможно, всему виной несовершенство законодательства. По мнению нижегородского эколога Асхата Каюмова, предприятия смогут вонять сколько угодно, пока не будет принят нужный законопроект. Об отсутствии нарушений заявляют и на самом предприятии.
По информации Росприроднадзора, основные источники дурнопахнущих веществ на комбинате — это мыловаренный и маргариновый заводы, которые работают круглосуточно. Но само по себе наличие вони — не нарушение природоохранного законодательства. Жалобы появляются, вероятно, из-за органолептического дискомфорта для нижегородцев.
Стоит сказать, что на самом «НМЖК» от проблемы не открещиваются, отмечая, что понимают социальную ответственность перед жителями и принимают меры по устранению неприятных запахов уже более 10 лет. В частности, в 2017 году на мыловаренном заводе внедрили проект с использованием специальных контактных фильтров по удалению дурнопахнущих веществ, потратив на него 40 млн рублей. После этого спустя два года там же реализовали инициативу по ликвидации запахов на точке приема технических жиров после очистки сырья. А также смонтировали крытый утепленный корпус.
«Корпус оснащен системой очистки воздуха от выбросов дурнопахнущих веществ на основе оборудования плазменной деструкции фирмы Stada. Эффективность очистки систем от запаха составляет 88-100%», — заверили NewsNN на предприятии, отметив, что общая стоимость данного проекта составляет 14 млн рублей.
В ответе на запрос «НМЖК» сообщает, что рядом с предприятием находятся и другие организации, которые имеют специфичные запахи — все-таки промзона. Однако какие именно это компании, там не говорят.
Еще в 2017 году согласно протоколу круглого стола, посвященного защите окружающей среды и охране атмосферного воздуха, Росприроднадзору и министерству экологии Нижегородской области было рекомендовано проверить, как соблюдается законодательство об охране воздуха в границах Московского и Комсомольского шоссе. А мэрии Нижнего Новгорода — инициировать разработку проекта единой санитарно-защитной зоны предприятий, находящихся там. NewsNN направил запросы, чтобы узнать, как обстоят дела с этим.
«На сегодняшний день нет никакого движка, чтобы решать проблему комплексно по ряду территорий в Нижнем Новгороде и области. Организация таких зон необходима. Когда два предприятия рядом — воздействия смешиваются. Без создания единой санитарно-защитной зоны добиться благоприятных условий для жизни очень сложно», — считает Каюмов.
Согласно СанПину, при установке защитно-санитарной зоны, попадающие в нее жилые дома подлежат расселению. И делается это за счет средств предприятий. Выгодно ли это бизнесу — вопрос, скорее, риторический.
Те вещества, что летят в воздух с «НМЖК» не превышают ПДК, но могут создавать, в первую очередь, органолептические проблемы и проблемы для людей, склонных к заболеваниям дыхательной системы — астматиков и аллергиков. Об этом говорит Каюмов.
Как добавила заслуженный эколог России Клара Романова, любая вонь — это выброс какого-либо вещества. Что это именно — могут знать только сами технологи предприятия или надзорные органы. При этом собеседница NewsNN отмечает, что проблема неприятных запахов 100% влияет за жизнь и здоровье нижегородцев.
«Как это будет выражаться в заболеваемости, не зная, что выбрасывается, никто не скажет. Но явно изменения в организме идут. Мы ведь дышим регулярно, все попадает в организм — не всегда оседает в легких, иногда попадает в кровеносную систему. Эта гадость влияет на любой орган человека», — считает Романова.
Что могло бы решить проблему с вонью? Вопрос сложный. Каюмов полагает, что «Нижегородскому масло-жировому комбинату» надо довести заявленную ранее программу по борьбе с запахами до конца. По мнению Романовой решение только одно — технологи должны определить те выбросы, которые они осуществляют именно с точки зрения химической формулы. Если есть система очистки от этого, то ставить ее. Если нет, то менять технологический процесс.
Доцент ННГАСУ Мария Патова видит два пути решения проблемы. Это «защита расстоянием» — дорогостоящий и сложно реализуемый вынос промышленных и коммунально-складских объектов на периферию и «защита технологиями» — применение наилучших доступных технологий производства продукции.
«Это путь развития прикладных научных исследований, внедрений инновационных разработок, путь конструктивного взаимодействия активной части гражданского общества и правообладателей объектов капитального строительства», — поделилаль Патова с NewsNN.
Вариант с выносом предприятия за пределы города Каюмов называет «фантастическим вложением денег», ведь, по сути, придется отстроить завод заново. Романова подчеркивает, что вокруг Нижнего Новгорода сосредоточено множество населенных пунктов, в которых также проживают люди. Получается, что хорошо будет тем, кто в городе, а плохо — другим. Это не выход, уверена собеседница NewsNN.