Posted 1 декабря 2022,, 04:30

Published 1 декабря 2022,, 04:30

Modified 28 февраля 2023,, 09:32

Updated 28 февраля 2023,, 09:32

Зловония нижегородских предприятий

Кто испортил воздух? Зловония мешают дышать нижегородцам

1 декабря 2022, 04:30
Фото: 1MI
Зловония нижегородских предприятий

Зловонные нижегородские предприятия не могут наказать из-за пробелов в законе

Нижегородцы не первый год жалуются на неприятные запахи с производств. Но профильные ведомства ничего не могут сделать с нарушителями. Всему виной — несовершенство законодательства — запахи на данный момент никак не регламентируются. Подробнее — в материале NewsNN.

Куча жалоб и никакого наказания

В списке предприятий, имеющих источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, составленных ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС», находится почти 70 нижегородских производств. Среди них — «НМЖК», «РусВинил», «Оргхим», «СИБУР-Кстово», «Гранд-НН» и проч.

На некоторые из этих предприятий и поступают регулярные жалобы от нижегородцев. Например, жители Старого Кстова считают, что зловония могут исходить от кофейного завода «Гранд НН». Нижегородцы же жалуются на неприятный запах, предположительно, исходящий от «НМЖК». Также борчане считают, что местные теплицы могут портить воздух. Помимо прочего, бьют тревогу из-за запахов и в поселке Ждановский, и в Богородске, и в Дзержинске.

По данным управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, в этом году на качество атмосферного воздуха поступило порядка 200 жалоб. Но проведенные по этим обращениям исследования не выявили превышений предельно-допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ. В региональном минэкологии тоже считают состояние воздуха «удовлетворительным».

Однако, зная о проблеме с запахами, правительство Нижегородской области считает необходимым рассмотреть вопрос по установлению их гигиенических нормативов в воздухе. Соответствующую инициативу уже поддержали в комитете Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

«Отсутствие установленных гигиенических нормативов запахов в атмосферном воздухе населенных пунктов не позволяет применять меры административного воздействия к правонарушителям по данному показателю», — сообщили NewsNN в региональном минэкологии.

Пока остается только терпеть

По словам председателя комитета Заксобрания Нижегородской области по экологии и природным ресурсам Владислава Атмахова, основная проблема в том, что правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, нормируют не запах, а максимальную предельно допустимую концентрацию конкретного вредного вещества.

Заполнить пробелы нормативной базы предложила депутат Госдумы Вера Ганзя. Она внесла на рассмотрение поправки к закону «Об охране атмосферного воздуха». Его цель — начать борьбу с неприятными запахами по всей стране. Но комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды признал законопроект не соответствующим Конституции РФ.

«Законопроект не раскрывает содержание и объем информации, включаемой в указанную единую нормативно-методическую базу в области нормирования запаха, ее формирование может повлечь необходимость проведения ряда организационно-технических и иных мероприятий за счет средств федерального бюджета», — говорится в решении комитета.

В Нижегородской области действует региональный закон от 2 марта 2007 года «Об охране атмосферного воздуха». В случае изменения федерального законодательства и наделения субъектов дополнительными полномочиями, он будет изменен и дополнен. По мнению Атмахова, может потребоваться принятие подзаконных нормативных правовых актов на уровне правительства региона. Комитет ЗСНО по экологии уже попросил инициировать «скорейшую разработку гигиенических нормативов по нормированию предельно допустимого уровня воздействия запахов на человека и окружающую среду».

Сейчас же (пока нет официальных документов по нормированию запахов в воздухе на всех уровнях власти) основным способом решения проблемы остается поиск и внедрение технических решений по нейтрализации и предотвращению выбросов зловонных запахов, убежден Атмахов.

Как сообщили NewsNN в региональном минэкологии, по поручению губернатора Глеба Никитина начата работа по формированию территориальной сети экологического мониторинга. В нее войдет восемь стационарных постов наблюдения за загрязнением атмосферы: три в Нижнем Новгороде, два в Кстове, по одному — в Дзержинске, Выксе и на Бору. Кроме того, в девяти городах (Арзамас, Балахна, Выкса, Кстово и др.) появятся 50 единиц малогабаритных автоматических станций качества воздуха. А число передвижных лабораторий вырастет с двух до четырех. Срок реализации территориальной сети экологического мониторинга — конец 2023 года.

Страдают астматики и аллергики

Нижегородские экологи отмечают, что зловония могут оказать негативное воздействие на здоровье. Так, Клара Романова говорит о том, что неблагоприятные запахи влияют на органы дыхания. Сильнее всего страдают астматики и аллергики, добавляет Асхат Каюмов. «Даже если все нормально со здоровьем, то вонь — это плохо. Чувствуешь себя дискомфортно», — отметил он.

Но просто ввести поправки в закон — мало, считает Романова. По ее мнению, целесообразно пойти не по пути регламентации запахов, а определить основные химические вещества, которые создают зловония, и нормировать уже их.

«Если запахи в воде регламентированы, то в воздухе нет. Введут законопроект о запахах, тогда вопрос — кто и как их будет определять? Нужно разрабатывать методики. Да, разработанная методика не должна быть сложной, ведь под нее потребуется техническое обеспечение. Например, чтобы ее можно было бы применять в передвижных лабораториях», — подчеркнула собеседница NewsNN.

Каюмов же полагает, что проблема может решиться двумя способами — стратегическим и тактическим. В первом случае речь идет о написании нормативной базы, что, в свою очередь, займет немало времени. Но на ее основе можно будет писать федеральный закон или подзаконные акты.

«Если хотим, чтобы государственные органы работали, им надо дать правовое обоснование и нормативную базу, которая бы регламентировала неприятные запахи. Сложный вопрос с методиками. Этот путь не быстрый», — уверен эколог.

Причем для решения сегодняшних проблем, по словам Каюмова, требуется тактическое решение — в формате «доброй воли владельцев предприятий под давлением органов власти». То есть, на время отсутствия регламентации решать проблему в ручном режиме.

«Проблема есть, несомненно, ее нужно решать, но решение должно быть взвешенным, грамотным и главное — применимым на практике», — уверен Атмахов.

Председатель комитета ЗСНО по экологии добавил, что в настоящее время в мире не существует единых стандартов в вопросе нормирования запахов. Разные страны используют различные подходы. Однако общим для многих европейских стран является метод измерения запахов, утвержденный в 2003 году европейским стандартом ЕN 13725 «Качество воздуха — определение концентрации запаха методом динамической ольфактометрии».

«В то же время в разработанных в последнее время нормативных документах по наилучшим доступным технологиям в РФ рекомендуется применение ольфактометрического метода анализа для контроля ряда производств и использование ЕЗ/м3 для выражения измеренной концентрации запаха. В такой огромной стране, как Россия, рассмотрение в Москве каждого конкретного норматива по запаху для небольшой территории практически нереально. В связи с этим представляется целесообразным воспользоваться зарубежным опытом по нормированию запаха на региональном или муниципальном уровне», — заключил Атмахов.
"