Трассу Неклюдово — Золотово начали строить на существующей дороге Нижний Новгород — Шахунья — Киров в марте 2019 года. Ее протяженность составит порядка 8,5 км. Подрядчик должен закончить работы в октябре текущего года. Министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Павел Саватеев пообещал, что не даст сорвать сроки введения объекта в эксплуатацию.
Однако новая дорога стала камнем преткновения для жителей поселка Неклюдово в городском округе Бор. Совершенно случайно они узнали, что «Горьковская железная дорога» планирует закрыть переезд в их населенном пункте после ввода трассы Неклюдово — Золотово.
«Жителей ни о чем не информировали, через десятые руки узнали, что переезд закроется. Давно уже были слухи, что железной дороге невыгодно содержать его», — рассказала в беседе с NewsNN местная жительница Светлана Семочкина.
«Согласно проектной документации, предусмотрен демонтаж железнодорожного переезда, находящегося на станции Толоконцево. Данное решение обосновано требованием филиала ОАО „РЖД“ Горьковской железной дороги, изложенным в технических условиях № 57 от 16.01.2017 г. п. 3.11», — говорится в письме ГКУ Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог», являющегося заказчиком строительства трассы.
Переезд разделяет Неклюдово на две части. В одной — проживает более 3,5 тысячи человек, в другой находятся школы, детсады, больницы, аптеки, остановки общественного транспорта по направлению на Бор и Нижний Новгород. Сейчас расстояние между этими частями составляет 50 метров, когда переезд ликвидируют, по подсчетам местных жителей, оно увеличится до 12 км. Согласно видео, опубликованному в соцсети, объездная дорога является извилистой, поэтому ехать по ней быстро не получится.
Кроме того, жители обеспокоены увеличением времени, за которое до места вызова будут прибывать экстренные службы — «скорые», пожарные, полиция и т. д. Помимо этого, перевозчики уже заявили, что новый маршрут будет невыгоден, и планируют отказаться от него.
«Школьный автобус, бывает, ломается. Уже элементарно отвезти ребенка в школу будет проблематично. А тут очень много жителей живет», — отметила Семочкина.
«Я в 4 утра встаю на работу, выхожу из дома, „голосую“. А если переезд закроют, мне придется до Зарубино идти пешком 5 км, чтобы какой-нибудь автобус меня посадил», — говорит местная жительница, пожелавшая не называть имя.
«Мы думали, что нам строят магистраль, а нам строят тупик», — сказал Валерий Семисалов в беседе с телекомпанией «Левый берег». «Этот мост сделает много. Но не для нас. Нас он просто отрежет от цивилизации», — добавила Наталья Кузнецова.
В соответствии с действующими строительным нормам и правилам (СНиП), при модернизации железных дорог существующие переезды должны быть заменены на путепроводы или закрыты, если от них до ближайшего путепровода меньше 5 км. Однако, как указано в письме минтранса Нижегородской области от 10 января 2020 года расстояние от переезда до путепровода в Золотово составляет 6 км.
Местная власть встала на сторону жителей, которые собрали уже 3,5 тысячи подписей. «Администрация городского округа Бор в вопросе закрытия неклюдовского ж/д переезда полностью поддерживает позицию жителей данного микрорайона и близлежащих населенных пунктов», — сообщается в ответе на запрос NewsNN.
В администрации также пояснили, что обращались за помощью в правительство Нижегородской области, «ГУАД» и «ГЖД». «Альтернативного варианта, кроме как сохранения существующего железнодорожного переезда мы не рассматриваем», — говорится в документе за подписью главы администрации Александра Киселева.
Отметим, что «ГУАД» также разделяет позицию жителей. Управление уже попросило у главы «Горьковской железной дороги» Анатолия Лесуна рассмотреть возможность внесения изменений в технические условия. Со своей стороны, «ГУАД» готов выполнить дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности движения в районе существующих железнодорожных переездов, говорится в письме за подписью директора управления Сергея Сербы. Оно имеется в распоряжении NewsNN.
С аналогичной просьбой к «ГЖД» обратился и замгубернатора Нижегородской области Сергей Морозов. «В случае, если по существующим нормам безопасности и с учетом графика работы железной дороги сохранение пересечения автодороги и железнодорожных путей на одном уровне невозможно, рассматривается возможность организации оборудованного пешеходного перехода с сигнализацией», — добавил он.
Жители также писали обращение с просьбой разобраться в ситуации нижегородскому транспортному прокурору Алексею Ворошилову. NewsNN направил запрос в ведомство, чтобы узнать, были ли приняты какие-либо меры. На момент публикации материала ответ не поступил.
Несмотря на все обращения, в «Горьковской железной дороге» пока не приняли решения о сохранении переезда в Толоконцево. Ранее там сообщили, что его закрытие «станет возможным только после ввода в эксплуатацию строящегося путепровода и съездов с него к поселкам» и «при условии согласия владельцев автомобильных дорог, на пересечении с которыми расположены переезды».
«Дорожная деятельность, вопросы по организации, ограничении и возобновлении движения по автомобильным дорогам, в том числе и в период строительства путепроводов, целиком находятся в ведении органов власти и местного самоуправления», — пояснили в «ГЖД».
На запрос NewsNN о том, рассматриваются ли в настоящее время альтернативы закрытию переезда, ответ «ГЖД» на момент публикации материала не поступил.
Лесун, помимо руководства «Горьковской железной дорогой», является депутатом Законодательного собрания Нижегородской области. Однако до сих пор он не поднимал на заседаниях парламента вопроса о сохранении переезда, с жителями Неклюдова он также не выходил на связь. NewsNN спросил у «ГЖД» в курсе ли он о недовольствах граждан и какой позиции придерживается. Пока ответ на запрос не поступил.
«Если решили — закроют. Я думаю, что мнение людей вряд ли будут учитывать… Нам никто ничего не говорит. Кругом только объявления развешаны — подписывайте, возражайте, чтобы переезд не закрывали», — рассказала в беседе с корреспондентом NewsNN местная жительница, не назвавшая своего имени.
Подобная ситуация произошла в 2013 году в Ярославле. Местный транспортный прокурор обратился в суд с иском о признании незаконными действий «РЖД» («Северной железной дороги») по закрытию железнодорожного переезда. Тогда суд встал на сторону заявителя и обязал ответчика обеспечить круглосуточную работу переезда. Апелляционная инстанция не отменила решение.