Posted 27 сентября 2018,, 12:02

Published 27 сентября 2018,, 12:02

Modified 3 ноября 2022,, 17:56

Updated 3 ноября 2022,, 17:56

Потихонечку разваливается: сотрудник ГАЗа о ситуации на заводе

27 сентября 2018, 12:02
Когда-то символ промышленной мощи, ГАЗ теряет свои позиции, несмотря на доверие, оказанное руководством страны. NewsNN поговорил с работником бизнес-единицы штампованных деталей Павлом Гусевым об отношениях с руководством, «развале» предприятия и том, есть ли перспективы у бегущих с завода сотрудников.

Флагман отечественной автоиндустрии так и не оправился после перестройки, несмотря на то, что выпускаемые им «Газели» заполонили российские дороги. Завод находился в упадке до прихода Бу Андерссона, который возглавил «Группу ГАЗ» в 2009 году. При нем предприятие заключило контракты на сборку автомобилей с иностранными концернами, «оживив» производство.

Горьковский автозавод начал получать прибыль: в 2012 году она составила 8,8 млрд. Год спустя, перед уходом, Андерссон анонсировал инвестиции в создании нового автомобиля в течение 3 лет. Однако новое руководство не справилось с задачей: новых моделей страна не увидела. И, как считает автомобильный эксперт Сергей Асланян, вряд ли увидит в будущем.

Канули в Лету не только планы прежнего руководства, но и достигнутые экономические показатели. ГАЗ начал обращаться к правительству страны за помощью, погрязнув в кредитах. В то же время начались проблемы в сотрудничестве с иностранными концернами – производства простаивали. И рабочие, и эксперты видели в этом ошибки менеджмента.

Гусев назвал происходящее на заводе «бардаком». По его словам, на предприятии говорят о закрытии цеха «Автоматы», потому что ГАЗу выгодней приобретать производимые им детали «на стороне». В последнее время рабочие разбирают помещения на территории Горьковского автозавода.

«Металлолом мы режем. Приказ №1, как подшучивают все работники. Все службы идут резать из старых цехов. Недавно мы резали какое-то строение. Хотят сносить стену, чтобы вывозить станки. Потихонечку цех разваливается», - сказал рабочий. Он добавил, что проблемы есть и в цехах сборки по договору с иностранными концернами.

По словам Гусева, спустя 5 лет использования «Газели», она начинает гнить. Как говорил в беседе с NewsNN Асланян, «у Горьковского автозавода всегда проблемы с качеством были. Всегда будут. И Горьковский автозавод никогда ничего не сможет с ними поделать».

На предприятии действует программа, позволяющая сотрудникам приобрести «Газели» со скидкой 10%. Гусев заявил, что не знает ни одного человека из своего цеха, который бы ей воспользовался. «Только одного начальника, но он взял ее давно. Я не видел, чтобы кто-то хвалился.В основном, иномарки на парковке стоят и «пятнашки», «девятки», - сказал он.

Одно из условий участия в программе - 2 года работы на Горьковском автозаводе. Однако на предприятии большая текучка кадров. По словам Гусева, в 22 года он самый младший в цеху. Однако пенсионеров там «предостаточно». Ранее сотрудники завода заявляли изданию, что руководство оставляет лояльных пенсионеров.

Сотрудник ГАЗа Алексей Колесов говорил, что имеет высшее инженерное образование, однако вынужден работать водителем погрузчика. В то же время проверки Ростехнадзора выявили, что порядка 20% мастеров плавильных участков не имели высшего или технического образования, рядом литейных участков руководили люди без соответствующей квалификации.

Гусев, работающий сварщиком, учится на менеджера в сфере машиностроения, однако перспектив на Горьковском автозаводе не видит, заявляя, что «начальников в ГАЗе – завались». «Текучка постоянна. Многим условия труда не нравятся, кому-то зарплата не нравится, кому-то что-то еще не нравится. И они все уходят», - сказал он.

Он переходит на работу в другой цех: не устраивает отсутствие работы в цехе «Автомат». По его словам, ему приходится самостоятельно распределять нагрузку и откладывать какие-то дела, чтобы в течение дня было чем заняться. При этом действия руководства могут быть несогласованы, и работник может получать задачи одновременно от разных лиц.

«Вопрос, почему это должен делать, если есть работодатель? Он должен, по сути, распределять работу. Ладно, не начальник участка, допустим, механик. Зачем он сидит там – я не понимаю. Механик меня в последнее время начал «загонять»: уберись там, уберись там. Вопрос логический: я что у вас – дворник? Или я сварщик?» - сказал Гусев.

Об этом говорил и эксперт Асланян, заявивший, что если бы производство было современным, ему бы не потребовалось такое количество сотрудников. «Там, где во всем мире робот, у нас 5 человек с кувалдой. Горьковский автозавод – несовременный. Поэтому у него и убытки будут, и прибыль не каждый день», - сказал он.

«Руководители по-хамски относятся в живом общении к работникам. Подойдут, обхамят и уйдут. Я понимаю – начальник участка, начальник цеха, они тоже люди безвольные, над ними еще начальники есть», - сказал он. Помимо напряженной ситуации в коллективе, работники недовольны размером заработной платы.

В пресс-службе завода NewsNN заявляли, что средняя зарплата на предприятии – 36 тысяч рублей. Собеседник издания заявил о примерно 22 тысячах в месяц в рабочее время и 14 тысячах во время отпуска. «Честно – везде экономишь, кушаешь «Красную цену». Я еще плачу кредит. У меня не каждый день сходить в «Макдональдс» с девушкой получается», - сказал он.

Недовольство вызывают и условия работы. В течение нескольких лет завод лидирует среди предприятий области по числу профзаболеваний. В 2016 году Госинспекция труда сообщила, что на заводе чаще всего происходят ЧП с тяжким причинением вреда здоровью и смертельным исходом. В 2017 году проверки контролирующих органов выявили многочисленные нарушения.

«За последнее время, я смотрел, - достаточно (несчастных случаев - NewsNN). Наладчик на одном из производств пальца лишился – по неосторожности. В «Арматурном» (цеху - NewsNN) у женщины 4 пальца штамповкой (отрубило)», - рассказал Гусев. NewsNN направил запрос в пресс-службу завода. На момент публикации ответ не поступил.

Результатом работы действующего руководства Горьковского автозавода стало как падение продаж продукции на протяжении нескольких лет, за время которых ГАЗ просит о налоговых льготах и берет кредиты, так и напряженная ситуация в коллективе. Тем не менее, ГАЗу было оказано доверие федерального правительства.

6 декабря именно здесь Владимир Путин объявил о выдвижении на выборы. Он выступил перед рядовыми сотрудниками завода, заявив, что они «и есть наша страна», люди, которые стоят в основе развития производства. К руководству предприятия он не обращался. Власти в очередной раз показали недовольство системой управления и результатами ГАЗа.

По словам Гусева, с этого момента на предприятии изменений в лучшую сторону не произошло. «Честно, я не заметил никаких изменений. Чисто по цеху, мне показалось, что даже хуже стало», - сказал он.

"