Posted 13 июля 2018,, 09:31

Published 13 июля 2018,, 09:31

Modified 3 ноября 2022,, 17:43

Updated 3 ноября 2022,, 17:43

От «Волги» до Volkswagen: как рушился Горьковский автозавод

13 июля 2018, 09:31
Когда-то ГАЗ был символом промышленной мощи страны. Сейчас завод ассоциируется с доживающими свой век «Газелями», отсутствием собственных разработок и падением продаж. Даже после того как Владимир Путин объявил о выдвижении на выборы перед коллективом ГАЗа, шансы на реабилитацию завода при нынешнем руководстве невысоки

Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) всегда был флагманом отечественной автоиндустрии. В послевоенные годы здесь выпускали элитную «Победу», на которой ездило советское руководство. А в 1956 году начался выпуск легендарного ГАЗ-21 «Волга» - мечты каждого жителя СССР. Чтобы стать счастливым обладателем автомобиля приходилось долгие годы стоять в очередях и экономить на всем – даже на еде. Тем не менее, автомобиль был доступным для масс.

В 90-х завод переживал трудные времена. Однако он одним из первых попытался приспособиться к условиям рынка. ГАЗ увеличил выпуск «Волги» - существенно модернизированной со времен СССР, однако новые разработки в области легковых автомобилей не снискали успеха у потребителя. В 1994 году в свет вышел первый малотоннажный грузовик «Газель», в 1996-м – одноименный микроавтобус. Впоследствии они заполонили дороги России.

В 1998 году начался выпуск микроавтобуса «Соболь». Все эти автомобили пользовались популярностью у малого и среднего бизнеса и широко использовались для грузовых и пассажирских перевозок. В 2000 году контрольный пакет акций завода выкупила компания Олега Дерипаски, впоследствии он вошел в «Группу ГАЗ». Однако новое руководство не смогло наладить создание и выпуск новых моделей, модифицируя уже существующие.

Первое десятилетие нового века завод находился в упадке. Ситуация временно изменилась с приходом известного топ-менеджера General Motors Бу Андерссона на должность президента «Группы ГАЗ» в 2009 году. В 2010-2011 годы нижегородский завод заключил контракты на сборку автомобилей с концернами Daimler, General Motors и Volkswagen Group Rus. Совместные инвестиции в эти проекты превысили 200 млн евро.

СМИ сообщали, что ГАЗ может получить контракт на поставку для чиновников автомобилей Volkswagen под российскими брендами. Идеей заинтересовалось управление делами президента РФ, изучив предложение автоконцерна по проекту «Кортеж». Однако в Volkswagen отрицали ведение переговоров. «Кортеж» был реализован в 2018 году силами нескольких предприятий. ГАЗу не удалось повторить успех «Победы», пересадив представителей власти на отечественные авто.

В 2013 году началось производство модифицированной «Газели NEXT», изначально ориентированной на зарубежный рынок. В его запуске участвовал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, заявивший, что «это не иностранная машина, но, тем не менее, она конкурентоспособна». Вероятно, понимая, что завод не оправдывает ожидания властей, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев заверил, что он впервые работает с прибылью и даже начинает платить на нее налог.

В конце 2013 года Андерссон покинул «Группу ГАЗ», став президентом «АвтоВАЗа». Эксперты заявляли, что найти ему замену будет нелегко: время под его управлением стало лучшим в истории концерна. В том числе – по экономическим показателям: в 2012 году чистая прибыль составила 8,8 млрд рублей. Президентом и гендиректором группы был назначен Вадим Сорокин, ранее возглавлявший дивизион «Легкие коммерческие автомобили».

Перед уходом из «Группы ГАЗ» Андерссон заявил, что группа инвестирует 7-8 млрд рублей в создание новых моделей автомобилей в течение 3 лет. Речь шла о модели «Соболь NEXT», автобуса малого класса, среднетоннажного грузовика и цельнометаллического фургона. Было запущено производство каркасного автобуса и автомобиля «Газель NEXT». Однако продажи – и ранее не демонстрировавшие рост – продолжили падать.

Завод взял несколько крупных коммерческих кредитов, открыл новые и возобновил существующие кредитные линии на общую сумму более 4 млрд рублей. Правительство одобрило налоговые льготы в размере 333 млн рублей на контрактную сборку Skoda. Впоследствии Шанцев попросил президента РФ Владимира Путина возобновить завершенную программу утилизации автомобилей в надежде, что это позволит поддержать неуклонно падающий уровень продаж.

Изначально руководство завода сообщало, что режим работы предприятия будет зависеть от ситуации на рынке. Впоследствии под угрозой увольнения оказались 5 тысяч работников ГАЗа. Предприятие перешло на 4-дневную неделю, сотрудники все чаще уходили в отпуска. Управление автозаводом на 3 года было передано ООО «Управляющая компания (УК) «Группа ГАЗ».

Проблемы начались и в части сотрудничества с иностранными консорциумами. Работники линии все чаще переходили на сокращенную рабочую неделю, уходили в корпоративные отпуска, некоторое время производство простаивало. На фоне продолжающегося падения продаж иностранные компании тянули время до конца 2016 года, когда должны были завершиться контракты с нижегородским заводом.

Само предприятие продолжило обращаться к правительству за помощью: «Группа ГАЗ» просила предоставить госгарантии на сумму 25 млрд рублей, однако получила лишь 16 млрд. ГАЗ взял крупный кредит в «Сбербанке» и получил налоговые льготы на сумму 80 млн рублей. Руководство завода заявляло о подготовке линии к выпуску для производства «ГАЗели NEXT». Но продажи неуклонно падали.

К 2017 году завод погряз в кредитах и – фактически являясь градообразующим предприятием – почти не платил налогов. В августе прошлого года по репутации ГАЗа был нанесен сильный удар: один из сотрудников на территории завода убил 3 коллег. Завод выплатил 11,1 млн рублей в качестве компенсации родственникам и пострадавшим.

Однако на предприятии распространили листовки, в которых утверждалось, что в трагедии виновато руководство ГАЗа. А именно директор по персоналу дивизиона «Легкие коммерческие и легковые автомобили» Дмитрий Мозжанов, Андрей Софонов - директор по производству ООО «АЗ «ГАЗ». А также Игорь Краснов, управляющий ПГА, и глава дивизиона «Легкие коммерческие и легковые автомобили» (ЛКиЛА) Павел Середа.

6 декабря в ходе визита в Нижний Новгород Путин поздравил предприятие с 85-летием. Президент выступил перед рядовыми сотрудниками завода, заявив, что они «и есть наша страна», люди, которые стоят в основе развития производства. Один из работников ГАЗа заявил, что завод поддерживает Путина как кандидата в президенты страны на выборах 2018 года. Собравшиеся скандировали: «ГАЗ за вас!»

Президент поблагодарил их за поддержку и объявил о выдвижении своей кандидатуры на пост главы государства. В ходе визита Путин не обращался к руководству предприятия. Никто из руководящего состава не вошел в предвыборный штаб, в то время как гендиректор татарстанского КАМАЗа Сергей Когогин стал его сопредседателем. Таким образом, власти в очередной раз показали недовольство системой управления и результатами предприятия, в то же время дав ему еще один шанс.

Однако оправдать доверие президента оказалось сложнее, чем ожидалось. В январе 2018 года Дерипаска и все принадлежащие ему компании попали под американские санкции. Акции «Группы ГАЗ» на МосБирже начали падать. Иностранные партнеры, на которых практически держится производство, заявили, что обеспокоены ситуацией. А СМИ сообщали, что ГАЗ рискует остановить конвейер из-за перебоев в поставках запчастей.

Для снятия санкций с нижегородского завода Дерипаска должен был отказаться от контроля над предприятием. Он заявлял, что готов на этот шаг. В то же время Путин подписал закон о контрсанкциях. Однако после этого новостей о том, что Дерипаска расстанется с ГАЗом не появлялось. Постепенно закрылось производство автомобиля Volkswagen Jetta. С мая рабочие в очередной раз ждут массовых сокращений штата.

"