Posted 18 марта 2022,, 11:50

Published 18 марта 2022,, 11:50

Modified 12 ноября 2022,, 16:48

Updated 12 ноября 2022,, 16:48

Посиделки допоздна и звонки за две копейки: как горьковчане общались при СССР

18 марта 2022, 11:50
Такие блага человечества, как телефон, телевизор и интернет появились еще в прошлом веке. Но использовались они тогда неактивно. Советские люди предпочитали живое общение. Опрошенные NewsNN нижегородцы вспомнили, как узнавали новости и делились информацией в то время.

Телефоны существовали еще с 1920-х годов. Они делились на три разновидности — телефоны в советских учреждениях, телефоны-автоматы и домашние телефоны. Приобрести последние долгое время могли не все горьковчане. Их обслуживание обходилось в 2 рубля 50 копеек. Обычно связь в таких аппаратах была автоматическая, а сами они обладали устаревшими нынче дисковым номеронабиратели. Но встречались и древние «ленинские» станции, где соединиться с другим абонентом можно было лишь через телефонистку.

Телефонные автоматы зачастую представляли собой красно-черные узкие застекленные будки. Они были дешевыми и удобными для населения, но часто находились в сломанном состоянии — либо «ели монетки», либо соединяли без оплаты. Все зависело от везения звонящего.

Нижегородский журналист Андрей Чугунов (64 года), так вспоминает о коммуникационных «приключениях» 70-80-х годов: «Для меня, как для „понаехавшего“, телефонная связь была не очень-то и нужна: с друзьями виделись каждый день на занятиях в университете. Там и договаривались, где и когда встретимся в свободное время. Или созванивались с теми, у кого телефон был дома или на работе. Знаю случаи, когда, не дозвонившись, люди посылали телеграмму внутри города. Хотя, если честно, проще и дешевле было доехать на общественном транспорте. Звонок с уличного автомата стоил две копейки», — вспомнил Чугунов.

При этом в молодости нижегородец достаточно часто звонил родителям по междугородке — с главпочтамта на Горького или из переговорного пункта на углу Ошарской и Белинского.

«Обидно было только, прождав положенный час, услышать от телефонистки: „Никто не отвечает, будете еще ждать?“. Потом появились междугородные телефоны-автоматы — 15 копеек за одну минуту. Когда обзавелся домашним телефоном, звонить по межгороду стало проще. Примерно так же, как сейчас — только и ты, и твой собеседник „привязаны“ в прямом смысле к аппарату», — добавил Чугунов.

«В моем детстве было только живое общение. Я родилась в провинции, и телевизор, телефон и даже почта были вторичны для нас, а у многих их вовсе не было. При этом мы активно общались — назначали встречи вживую, приглашали друзей домой. Те сидели допоздна, а потом все друг друга провожали. Время было прекрасное», — рассказала нижегородский политический обозреватель Валентина Бузмакова (81 год).

Тогда важным источником информации о жизни родных и близких была почта — через нее отправляли и открытки с поздравлениями, и письма, и подарки. «До сих пор я храню ящик с письмами от моей мамы. Иногда перечитываю и ностальгирую», — добавила Бузмакова.

Доступа к информации, возмущающей советский ум, а тем более запрещенной, у подростков 1960-х годов практически не было. По словам Бузмаковой, от всей крамолы доходили лишь «анекдоты да частушки». «Мне нравилось так жить», — говорит она.

По воспоминаниям Чугунова, обычно информацию, расходящуюся с партийной линией, обсуждали во дворе или на кухне, а также перепечатывали на машинке запрещенные в СССР книги. Он также застал так называемую «музыку на костях» — самопальные записи песен на рентгеновских снимках. «Сам как-то купил такую в Москве у ЦУМа. Сказали — Beatles, а оказался Высоцкий. Но я не в обиде», — отметил журналист.

Стоит сказать, что в те времена некоторые радиолюбители, жаждущие прикоснуться к недосягаемому для советских граждан зарубежному миру, вполне могли поймать волну CNN, либо радио «Голос Америки» (на данный момент признан в России иноагентом). Такое слушали тайком, и старались лишний раз не говорить об этом ни родным, ни друзьям и знакомым.

По словам нижегородской градозащитницы Анны Давыдовой (43 года), телефоны были не у всех даже в 80-е — чтобы позвонить, ей иногда приходилось обращаться к соседям.

«Телевизор у нас в семье был черно-белый, но включали его не часто. В основном использовали, чтобы узнать федеральные новости, смотрели кино и Олимпиаду. Более оперативные новости узнавали по радио — оно пришлось больше по сердцу родственникам. До сих пор, между прочим, мои родители слушают его вечерами — привыкли», — отметила Давыдова.

Напомним, что большинство жителей СССР смогли позволить себе телевизоры лишь в 70-е годы. Хотя выпуск этого чуда техники начался еще в 30-е. Для просмотра первого советского электронного приемника ТК-1, напоминавший громоздкую тумбу, нужно было сидеть рядом с экраном — почти вплотную. Такие «примитивные» телевизоры устанавливали в клубах и дворцах культуры. Люди стояли в очередях за билетами, чтобы увидеть, как работает новое чудо техники.

Зампред Заксобрания Нижегородской области Владислав Егоров (53 года) рассказал, что в детстве и юности почти не пользовался телефоном, а телевидению предпочитал газеты.

«Звонили только, чтобы назначать встречи. Слухи узнавал от друзей на улице, потому что общались много вживую, другая была культура. Если хотелось узнать что-то интересное о мире, открывал выписанные газеты — от шахматных спецвыпусков и „Популярной механики“ до „Известий“. „Известия“ тогда многие любили», — сообщил он.

Журналами и газетами советские люди обмениваясь редко, так как подписка стоила дешево — всего несколько копеек. А вот впечатлениями от них — постоянно. «Это было замечательное время, и ценности у нас формировались совсем другие. Мы много разговаривали, читали. Сейчас этот код взломан и оставлен в прошлом», — заключил политик.

"