Тестирование началось у порога испытательного центра «Нижегородиспытания» ЦСМ Росстандарта в Нижегородской области. Именно к дверям ЦСМ курьеры привезли и отдали мне в руки три шаурмы — из «Той самой шаурмы на Средном», «Dark Side» и «Grillwood».
Я получила их в закрытом виде, в пакете, и сразу отдала на исследования. Никакого контакта.
После заполнила бумаги. А продукция прошла маркировку. Мне дали наклейки и ручку. Номера я должна была указать на каждой шаурме сама. Сотрудники ЦСМ всегда, принимая пищевой товар или продукт на исследования, не знают, какой именно бренд находится в упаковке.
Спустя несколько дней пришли результаты исследований. Я открыла их и напряглась. Каждый образец был чем-то заражен.
В шаурме от «Dark Side» были найдены колиморфные бактерии (или бактерии группы кишечной палочки). Превышена и общая бактериальная обсемененность. Однако там не было найдено самой E.coli — кишечной палочки. При этом специалисты не обнаружили стафилококков и патогенных бактерий, в том числе сальмонеллу. Опережая события, отмечу: оказалось, что первый образец — самый «чистый» из всех.
Во шаурме со Средного превышена общая бактериальная обсемененность. В ней и колиформные бактерии, и коагулазоположительные стафилококки, и кишечная палочка. То же самое нашли и в шаурме из «Grillwood». А вот сальмонеллы ни в той, ни в другой нет.
Перед исследованиями специалисты провели первичный осмотр поступивших образцов продукции. Затем они перешли в микробиологическую лабораторию. Все проверили на целостность упаковки, информацию зарегистрировали в специальном журнале.
Затем были проведены посевы проб продукции в боксах биологической безопасности. В соответствии с требованиями нормативных документов шаурма исследовалась на следующие показатели: общая бактериальная обсемененность, бактерии группы кишечной палочки, золотистый стафилококк, патогенные микроорганизмы.
Все по нормативным документам. Сальмонеллы, кишечная палочка, золотистый стафилококк не допускаются. Они потенциально могут вызвать опасные инфекции. У еще одного показателя — бактериальной обсемененности — есть свои допустимые нормы. Если общее количество бактерий превышено, то продукция также не должна продаваться.
Проверяли нашу шаурму в специальном стерильном боксе, куда не попадают сторонние бактерии. Была и первичная обработка, чтобы ничего случайно не залетело со стороны.
Кстати, шаурму во всех трех точках я покупала раньше, ела с удовольствием и ни разу не отравилась. Поверить в то, что мое любимое лакомство опасно для здоровья, не могла.
После того, как я узнала, что в нескольких блюдах все же нашли патогенную микрофлору, решила еще раз повторить заказы с интервалом в день, чтобы «затестить» возможные последствия употребления их в пищу.
Все три вида шаурмы были съедены и… Ничего со мной не случилось. Жива. Здорова. Даже текст этот написала. А еще ощутила себя «шаурмичным сомелье». Однако уровень настороженности точно подскочил.
Чтобы понять, действительно ли шаурма может нанести урон здоровью, я обратилась к инфекционисту Виктору Краснову. Он сообщил, что есть свои нюансы.
«Подобные смывы — на кишечную палочку и золотистый стафилококк — проводятся обычно с медицинского инструментария, приборов столовой, и столов, на которых готовят. С их помощью определяется фекальная загрязненность. Само собой, в продуктах эти микроорганизмы определяться не должны. То есть их на продуктах быть не должно. И тот, и другой — потенциально опасные», — сообщил специалист.
По словам Краснова, если кишечная палочка и золотистый стафилококк накапливаются в блюде в большом количестве, то еда с ними становится опасной. Оба возбудителя способны вызвать токсикоинфекцию. Насколько сильно она ударит по здоровью — зависит, со слов специалиста, от человека и его иммунитета.
Чем быстрее продукт с минимальным количеством возбудителя попадет в организм, тем больше вероятность получить отравление. Количество бактерий при этом играет определяющую роль.
«Если такая шаурма пролежала час или два, то, скорее всего, с тем, кто ее съел, ничего не случится. А если ее употребят на следующий день, то количество микроорганизмов, попавших в благоприятную среду, увеличится. Тогда уже очень вероятно отравление», — подчеркнул инфекционист.