«Болотина, дохлятина и ржавые трубы»
С середины июля в жилых домах Автозаводского района начались проблемы. Вода стала пахнуть канализацией. Постепенно ситуация усугублялась. Дошло до того, что люди перестали пить воду, споласкиваться под душем, стирать белье и мыть посуду. Совершать эти простые действия оказалось просто невозможно из-за удушающего запаха.
«Вода воняет не то что рыбой, а именно какой-то болотиной, дохлятиной и ржавыми трубами. Не могу я описать этот запах. Никакие кондиционеры для белья не перебивают его. Даже после того как помоешь посуду приходится проветривать квартиру от него», — рассказывала NewsNN жительница 52-го квартала Оксана Турутина.
В конце июля автозаводцы завалили управление Роспотребнадзора и городскую администрацию жалобами. После чего специалисты провели проверку и подтвердили, что горячая вода не соответствует требованиям качества. Ответственность за это пришлось нести компаниям «Автозаводская ТЭЦ», «Наш дом» и «Теплосети». На них завели административные дела.
В результате по постановлению Роспотребнадзора вонючую воду на время отключили, а трубы начали промывать. Это обещали делать до тех пор, пока показатели по цвету, запаху, содержанию железа и мутности не достигнут нормы. Спустя несколько дней качество воды в магистральных и квартальных сетях улучшилось, поэтому снабжение в некоторых домах восстановили.
Но проблема осталась в отдельных зданиях, необорудованных точками дренирования. Поэтому промывки труб продолжаются до сих пор. «Также для повышения эффективности мероприятий температура подачи горячей воды увеличена до максимально разрешенной», — заявили NewsNN представители «Теплосетей».
Казалось бы, на этом этапе и должна восторжествовать справедливость. Но не тут-то было. Во многих домах, где водоснабжение восстановили, ситуация практически не изменилась.
«На проспекте Кирова вода как воняла, так и воняет. Готовить, мыться просто невозможно», — сообщила NewsNN нижегородка Елена Фомина (имя и фамилия изменены — Прим. ред.).
Конечно, где-то наметилась положительная тенденция. «На Южном шоссе холодная вода стала лучше, но ржавые следы так и остаются. Это мое субъективное мнение… Может других вообще не устраивает результат», — отметила местная жительница Ирина Александрова.
Вместе с этим в соцсетях начали появляться жалобы на воду не только на Автозаводе, но и в Ленинском, Приокском и Советском районах. Однако в пресс-службе «Нижегородского водоканала» пояснили NewsNN, что это, можно сказать, обычное дело.
«Обращения от жителей по качеству воды поступают периодически. По каждому запросу проводятся анализы воды. Ни одного нарушения параметров качества воды по результатам проверок выявлено не было», — подчеркнули в компании.
Там добавили, что технологические нарушения на их станциях водоподготовки не происходили. «Причиной ухудшения качества воды в МКД может быть неисправность на внутридомовых сетях, а также застой воды при снижении водоразбора внутри дома», — добавили специалисты.
Все дороги ведут к Оке
Возникшие проблемы с водоснабжением связаны с ухудшением воды в Оке. К такому выводу первым пришло ООО «Заводские сети». Именно с их станции вода поступает в жилые дома Автозаводского района и части Ленинского.
В свою очередь в региональном управлении Росприроднадзора подтвердили NewsNN, в конце июля зафиксировали в Оке повышенное содержание органических веществ. Но какая-либо информация об аварийном сбросе сточных вод в реку в ведомство не поступала.
Вместе с тем экологи бьют тревогу — Ока действительно находится в ужасном состоянии. При этом водоснабжение две трети жителей Нижнего Новгорода осуществляется через нее. От Оки как минимум зависят Приокский, Советский, Нижегородский, Автозаводский и Ленинский районы.
«Мы, имея две великих реки — Оку и Волгу — можем лишиться источников питьевого водоснабжения. По крайней мере, безопасного. Я уж не говорю про качественное», — отметила в разговоре с NewsNN заслуженный эколог России, профессор, представитель Ассоциации нижегородских предпринимателей в области обращения с отходами Клара Романова.
Она предположила, что ухудшение воды в Оке — это результат многолетних сбросов отходов промышленных предприятий. «Это не процесс одного дня. Но в жару ситуация резко обострилась. При повышенной температуре имеющаяся в Оке грязь стала активнее взаимодействовать друг с другом и выделять неприятный запах», — подчеркнула эксперт.
Вместе с тем сбросы отходов в нижегородские реки бесконтрольны, считает руководитель эколого-просветительского центра «Оберег» Татьяна Паутова. «Очень легко предприятию сбросить неочищенные стоки. Никто ничего не докажет. Это касается не только воды, но и воздуха», — заявила она NewsNN.
Конечно, последние годы вода в Оке оставляет желать лучшего. «Пить ее без дополнительной очистки уже давно нельзя. В регионе до сих пор есть населенные пункты, которые сбрасывают канализацию в реки без очистки. Но решить проблему загрязнения рек невозможно за один день», — добавила Татьяна.
Помочь в этом непростом вопросе должен федеральный проект «Оздоровление Волги». В программу вошли многие ее притоки, в том числе и Ока. По сути сбросы в реки осуществляются с одних и тех же очистных сооружений. Почему зачастую они не справляются со своей задачей — это уже другой вопрос.
Как рассказала Клара Романова, самые молодые очистные сооружения в области построены в 80-е годы. «За 40 лет качество воды ухудшилось, а технологии очистки не изменились. Мы даже визуально видим изменение исходной воды. Я уже не говорю про новые виды загрязнений, например, про микропластик», — отметила эксперт.
Предотвратить усугубление ситуации можно лишь системными действиями: строительством новых очистных сооружений, ужесточением природоохранного законодательства, усилением контроля за промышленными предприятиями.
«Необходимо выстраивать систему приоритетов, понимать, кто является наибольшим загрязнителем по объемам и вредным веществам. Еще нам надо уходить от гидроэлектростанций. Зарегулированность Волги привела к тому, что река теряет судоходство. То есть мы меняем гидрорежим реки, и она теряет способность к самоочищению», — рассказала Клара Романова.
Сегодня обеспечение населения питьевой водой — это глобальная проблема, с которой сталкиваются далеко не только нижегородцы. Есть ли шансы улучшить ситуацию? Возможно. Надежда, как говорится, умирает последней.