Лихие нижегородцы и здравый смысл: стоят ли поездки по тонкому льду жизни?

10 декабря 2020, 09:23
Фото: ГУ МЧС по Нижегородской области
Зима в этом году пришла в Нижегородскую область точно по календарю: с начала декабря ударили морозы, реки и озера встали за считанные дни. Жители региона сразу же отправились проверять лед на прочность. Уже есть трагические случаи.

За краткий период морозов в регионе уже трижды уходила под лёд техника, увлекая за собой и людей.

3 декабря в поселке Память Парижской Коммуны городского округа Бор в Волге утонул снегоход с двумя мужчинами — местными рыбаками. Если бы не сообщения свидетелей, видевших трагедию, их вполне могли бы и не найти — при первом выезде сотрудники МЧС следов не заметили. Только 4 декабря, распилив лед и спустив на дно водолазов, удалось обнаружить тела погибших.

Кстати, снегоход так и не нашли
Фото: ГУ МЧС по Нижегородской области

Вторая трагедия случилась 5 декабря на озере Свято около деревни Дедово в Навашинском округе. Ночью два нижегородца на машине выехали на тонкий лёд, он не выдержал веса УАЗа. В салоне находились двое мужчин, спастись удалось только одному из них. Выбравшись на берег, молодой человек позвал на помощь. Очевидцы помогли достать из подо льда тело 51-летнего мужчины.

Третий инцидент произошел утром 9 декабря. Желая сократить 200 километров пути, нижегородец поехал на своей иномарке из Макарьева в Лысково — прямо по льду. Еще и взяв с собой попутчицу перед этим. Отъехав от берега 1 километр, Kia Rio пошла ко дну. К счастью, и водитель, и пассажир смогли вовремя покинуть автомобиль.

К слову, иномарка затонула не полностью — надо льдом торчит багажник. В ГУ МЧС сообщили, что извлекать автомобиль владельцу предстоит самостоятельно. Однако не уточнили, как именно.

Надеемся, что для эвакуации автомобиля на лед не загонят еще более тяжелый трактор
Фото: ГУ МЧС по Нижегородской области

Перечисленный случаи уже бъют статистику за 2018 и 2019 годы. Обычно нижегородцы не столь безрассудны и топят по одному снегоходу в год. В прошлом сезоне трагедия произошла в Нижнем Новгороде на Оке, в позапрошлом — в Лысковском районе — на Волге.

Почему это происходит?

Как сообщили NewsNN в региональном управлении МЧС, причин, почему люди выезжают на технике на лед, обычно три (и ни одну из них нельзя назвать уважительной):

  • желание водителя сократить путь;
  • лихачество на льду;
  • состояние алкогольного опьянения.

А где можно?

«Выезд на автотранспорте или другой технике на лед разрешён только на ледовых переправах, — комментируют спасатели. — В Нижегородской области запланировано открытие только одной (!) ледовой переправы, на реке Сура, между селами Наваты и городом Шумерля».

Как не сложно догадаться, во всех остальных местах выезд на лёд запрещён. Зачастую возможные места появления автовладельцев на льду оборудованы специальными знаками. Но знаков на всех любителей экстрима не хватает и автомобилистам следует руководствоваться здравым смыслом.

Единственная легальная переправа в регионе соединяет нижегородцев с Чувашией
Фото: ГУ МЧС по Нижегородской области

«Особую осторожность необходимо проявлять там, где быстрое течение, родники, где выступают на поверхность кусты, трава, впадают в водный объект ручьи и вливаются теплые сточные воды промышленных предприятий, ведется заготовка льда и т.п», — отмечают спасатели.

Для проезда на автомобиле нужен лед толщиной не менее 30 см. Согласно информации на форумах рыбаков, для того, чтобы водоем промерз настолько глубоко, на улице должна не менее 10 дней держаться температура -25С.

Для сравнения, безопасным для перехода человека является лед от 7 см толщиной, его можно определить по зеленоватому оттенку.

Нормативная толщина льда для передвижения по нему на снегоходах не намного меньше, чем для автомобилей — 25 см. При этом инспекторы Госинспекции по маломерным судам (ГИМС) регионального МЧС напоминают, что любителям скорости и экстрима необходи­мо следовать простейшей формуле — быть трезвым и осмотрительным. Специалисты советуют владельцам снегоходов иметь при себе моток капроно­вой веревки — она может спасти жизнь. И если водитель почувствовал неустойчивость льда под собой, то нужно не останавливать снегоход, а. наоборот, прибавить скорости. Даже если лёд треснул, есть шанс, что снегоход по инерции вывезет своего хозяина из опасной зоны.

Никогда не стоит рисковать собой, чтобы самостоятельно вытащить уходящее под воду транспортное средство. Лучше сосредоточиться на спасении собственной жизни и здоровья.

Снегоход — вполне доступный вид транспорта, стоимость подержанных моделей стартует от 30 тысяч рублей, а за пару сотен тысяч можно приобрести и новую гусеничную машину. Возможно в этом кроется одна из главных причин популярности такого зимнего хобби: кто же откажется весело провести время, разгоняясь по ледяным торосам. Число владельце снегоходов растёт год от года — косвенно об этом свидетельствует и увеличение числа несчастных случаев.

Несмотря на то, что управлять снегоходом можно только при наличии удостоверения тракториста-машиниста, а саму самоходную машину необходимо регистрировать в Гостехнадзоре, многие владельцы этих транспортных средств пренебрегают данными правилами. Оно и ясно: в полях и на скованных людом реках не встретишь инспектора ГИБДД (они, кстати, имеют полное право остановить такого водителя). Некоторые и спиртного принять перед такими поездками не брезгуют, позабыв, что весёлая поездка может завершиться не штрафом, а куда более печально.

А если вдруг?..

Если вдруг вы все же выехали на лёд на машине и провалились, то в МЧС призывают не сдаваться.

«Шанс спастись есть всегда (и случай в Макарьеве это доказывает, — прим. ред). В первую очередь нужно не паниковать, постараться как можно быстрее выбраться из автомобиля», — говорят спасатели.

Затем нужно отползти от места провала на безопасное расстояние в сторону, откуда вы приехали. Если в образовавшейся полынье остались люди — постарайтесь их вытянуть при помощи шарфа, куртки, длинной палки или других подручных средств. Позовите на помощь.

Но гораздо лучше, если этого «вдруг» в вашей жизни не случится никогда.

Памятка для пеших

8 декабря нижегородские спасатели сняли со льда на Волге 13-летнюю девочку. Ребенок рассказал, что решил перейти Волгу. Когда девочка возвращалась, стало темнеть и на ее пути оказалась промоина. Она испугалась и стала звать на помощь. К счастью, провала под лёд не было. Одно из главных правил по технике безопасности при выходе на лед как раз говорит о том, что нельзя это делать в темное время суток.

Также, рекомендуют спасатели, не стоит путешествовать по льду в одиночку — в случае провала выбраться самому будет очень трудно. Но если вы передвигаетесь по льду группой — не «кучкуйтесь», держите дистанцию в несколько метров.

В ноябре этого года на Щелоковском хуторе не смогли спасти провалившегося мужчину
Фото: vk.com/tsvetynn

Если под ногами затрещал лед — нужно скользящим шагом вернуться обратно по своим следам.

В случае провала под лед — не паникуйте, избавьтесь от вещей, которые будут тянуть вас на дно (например, рюкзак). Попробуйте выбраться самостоятельно. Для этого надо опереться локтями на лед и постараться закинуть одну ногу, перекатиться через спину и отползти на безопасное расстояние. Не пытайтесь навалиться сразу всем телом на край полыньи — от этого лед будет крошиться.

Если вы стали свидетелем трагедии — не бегите к месту провала со всех ног — есть риск, что вы тоже окажетесь в воде. К пострадавшему нужно подобрать ползком и попытаться вытянуть его при помощи подручного средства, в крайнем случае — подать руку.

Действовать нужно быстро — в ледяной воде человек может продержаться до 5-8 минут, дальше температура критически падает и человек погибает. Подумайте об этом, прежде чем рисковать.