Шефство заводов и два блина с сахаром: как Горький приютил сирот ВОВ

8 мая 2020, 17:22
В годы Великой Отечественной войны в Горьком приютили множество сирот. Сюда привозили детей из блокадного Ленинграда, здесь пытались выходить Таню Савичеву. Многие из таких сирот до сих пор живут в Нижегородской области. Об этом NewsNN рассказал нижегородский историк Иван Калмыков.

По его словам, для крупных заводов было совершенно нормально брать под шефство детские дома в годы войны. «Так было, например, на артиллерийском заводе № 92 им. Сталина [нынешний Нижегородский машиностроительный завод, — прим. NewsNN]. В 1942 году директор предприятия Амо Елян привез на предприятие из лысковского села Негоново спасенных из блокадного Ленинграда детей — 15 человек», — рассказал исследователь.

Рядом с заводом, в поселке Калининском [сегодня является частью Московского района Нижнего Новгорода, — прим. NewsNN], сотрудники предприятия организовали детдом. Там воспитывались и дети сотрудниц завода, которые сутками не выходили из проходной, пока их мужья были на войне.

«Бывший воспитатель Валентина Кузнецова, сохранившая архив учреждения, вспоминала, как в детский дом пришли мальчик и девочка. Они в слезах рассказали, что отец погиб на фронте, а мать умерла», — говорит Калмыков.

Для сирот были созданы хорошие по военным временам условия, завод выделял средства на регулярное питание, обеспечивал одеждой, утварью. Была и своя библиотека. Воспитатели охотно и много читали детям, помогали с уроками. Учились они в обычных школах в Сормове: мальчики в 67-й, девочки в 68-й — тогда обучение еще было раздельным. Сам директор завода Елян всегда находил время пообщаться с ребятами, привозил им подарки на праздники.

Приходилось детям и вставать к станку. В 1942 году в Горьком оказалась группа из прифронтовых детдомов Ленинградской области в возрасте от 10 до 13 лет, всего около 80 человек. Директор авиазавода № 21 (им. Орджоникидзе) Сурен Агаджанов и начальник сборочного цеха Семен Зайчик рискнули подключить их к сборке электрощитков и пультов для самолетов-истребителей.

Шефство над детьми-ленинградцами взяла бригада девушек. Вскоре, на специально сконструированном детском конвейере, ребята успешно делали электрожгуты.

«Рано повзрослевшие, дети не нуждались в уговорах, работали с полной отдачей, с хорошим и отличным качеством, перевыполняя поставленный план», — говорит Калмыков.

Через год бригада «Дружные ребята» стала второй среди комсомольско-молодежных бригад города и была награждена почетной грамотой горкома ВЛКСМ. После окончания войны воспитанники авиастроителей были направлены на учебу в школу фабрично-заводского ученичества, по окончании которой они получили различные специальности. Некоторые из них вернулись на завод им. Орджоникидзе, а другие пошли трудиться на остальные предприятия Горького. Первой их наградой стала медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В истории Нижегородской области есть и печальные страницы, связанные с сиротами блокадного Ленинграда. В селе Шатки Нижегородской области находится могила Тани Савичевой, девочки, дневник которой стал одним из обвинительных документов Нюрнбергского процесса. После того, как она лишилась всех родственников, девочку эвакуировали из блокадного Ленинграда в Горьковскую область. Ее пытались выхаживать здесь, но не смогли — Савичева была крайне истощена и больна туберкулезом. В 14 лет она умерла в шатковской больнице. Ее захоронение обнаружили лишь в 1970-е годы. Теперь на его месте памятник со страничками из ее дневника.

Но многие дети остались живы, благодаря заботе нижегородцев. Одна из них — Нина Северная — совсем маленькой девочкой оказалась в Горьковской области во время войны. Она запомнила лишь темный товарный вагон, в котором ее и еще десятки детей везли из блокадного Ленинграда.

«На моем пальтишке была приколота бумажка с именем Нина Литвинова, но я не помню никого из своих родственников», — вспоминает женщина.

Она сама выбрала себе отчество в честь любимой директрисы детдома и день рождения — 8 марта, потому что в этот день можно было получить в столовой детдома два блина с сахаром. Женщина до сих пор не знает, остались ли у нее родственники, но благодаря доброте людей она осталась жива.

Сегодня Северная живет в Кстове Нижегородской области, ей 82 года, и она до сих пор пытается найти своих близких.

В сборнике документов «Мы с тобою, Ленинград», изданном нижегородским комитетом по делам архивов, указано, что в июле — августе 1942 года в Горьковскую область прибыли 5282 ребенка из Ленинграда и Ленинградской области. Для них было организовано 42 детских дома. Всего же в регионе во время войны, по словам руководителя регионального комитета по делам архивов Бориса Пудалова, было размещено 45 тысяч детей из разных уголков СССР.

#Общество #Эксклюзив #Лидия Сенюткина #Новости ##мыпомним
Подпишитесь