Posted 30 апреля 2020, 12:18
Published 30 апреля 2020, 12:18
Modified 3 ноября 2022, 19:01
Updated 3 ноября 2022, 19:01
Принято считать, что знамя над Рейхстагом 1 мая установили военнослужащие Красной армии Михаил Егоров, Мелитон Кантария и Алексей Берест, герои знаменитого снимка. Однако еще до них нескольким группам солдат удалось сделать то же самое у входа в здание. Такая возможность выпала и нижегородцу, и он ей воспользовался.
По словам Бутусова, Еремин родился в 1926 году в поселке Балахониха. Он рос в большой крестьянской семье, но найти его родственников исследователю не удалось. «Искал братьев, сестер, племянников, но все безрезультатно», — отметил он.
Еремин был призван на войну в 1943 году. За героическое участие в боях в 1944 году он был награжден медалью за отвагу. При штурме Рейхстага отделение Еремина прорывалось со стороны швейцарского посольства.
«29 апреля мы совместно с другими подразделениями 380-го стрелкового полка достигли берегов Шпрее. Но огонь гитлеровцев был настолько сильным, что форсировать реку не удалось. Ночью мы неоднократно в разных местах пытались переправиться, но безуспешно», — писал в своих воспоминаниях об этом событии майор Михаил Бондарь.
После взрыва моста подразделение стало приближаться к Рейхстагу, было темно, все вокруг освещалось только заревом пожаров. «За мостом баррикады. Проскакиваем первую, подходим ко второй. Делаем небольшую передышку, чтобы сориентироваться. В это время правее нас действовали Михаил Еремин и Григорий Савенко — добровольцы из батальона Самсонова. Они двигались со знаменем. Но позавидовать им не пришлось. Гитлеровцы подпустили их буквально метров на 40, а затем в упор обстреляли. Оба они были ранены», — говорится в воспоминаниях Бондаря.
По словам Бутусова, окна Рейхстага были заложены кирпичом или мешками с мусором, рядом были установлены пулеметы, а на верхних этажах находились снайперы. Здание также было окопано и обтянуто колючей проволокой, прорваться было непросто.
«Несмотря на это, наши прорвались. Еремин поднялся на второй этаж и над входом в Рейхтаг водрузил Красное знамя, сорвав знамя со свастикой. За этот подвиг он и его товарищи были представлены к ордену боевого Красного знамени. Хотя многих других, кто тоже водружал знамена, награждали Звездой героя», — рассказал Бутусов.
После войны Еремин несколько лет служил на территории Германии, а после демобилизации уехал на родину — в Арзамасский район. Но вскоре перебрался в Няндому Архангельской области.
«По моим сведениям, в 1970-х годах Еремин был еще жив. Часть своих документов он передал в центральный музей Советской армии в Москве для стенда, посвященного взятию Берлина. Там были его фотографии», — поделился Бутусов.
Однако музей был расформирован в 1990-е годы, и где сейчас эти фотографии - неизвестно. В арзамасском краеведческом музее хранится лишь один снимок.