Posted 28 августа 2020, 09:30

Published 28 августа 2020, 09:30

Modified 3 ноября 2022, 18:41

Updated 3 ноября 2022, 18:41

Борьба с расклейкой и дизайн-коды: преобразился ли Нижний Новгород?

28 августа 2020, 09:30
Половина жителей Нижнего Новгорода считают, что столица Приволжья совершенно не развивается. Не видят горожане и улучшений в благоустройстве. NewsNN вспоминает, как мэрия хотела привести город в порядок в последние годы и что ей удалось.

Согласно недавнему опросу Института проблем социального управления, 49,6% нижегородцев считает, что город находится в застое, еще 8,2% — что он деградирует. Положительные изменения в Нижнем Новгороде отметили лишь около 30% респондентов.

Борьба с расклейщиками объявлений

В июле прошлого года на заседании думы на тот момент мэр Нижнего Новгорода Владимир Панов объявил о том, что в администрации будет создана служба по борьбе с расклейщиками объявлений.

Планировалось, что будет внедрена система автодозвона, способная набирать номера организаций, указанные на листовках и предупреждать о штрафах. Кроме того, предполагалось ужесточить штрафные санкции за расклейку объявлений в неположенных местах.

Взамен на это заместитель мэра Виктор Сдобняков обещал, что к ноябрю 2019 года в Нижнем Новгороде появятся специальные объекты для размещения бумажных объявлений, а фонарные столбы будут защищены сеткой Рабица.

В октябре 2019 года, действительно, были запущены две линии автодозвона, оповещающие нарушителей об ответственности за расклейку объявлений в несанкционированных местах. Однако дальше в этом вопросе мэрия не продвинулась. При этом и автодозвон расклейщикам удавалось обходить, рассказал собеседник NewsNN. Номера, с которых звонили, были идентичны, можно было просто не брать трубку, либо занести его в черный список. Позже звонки начали поступать с неопределенного номера, однако и в этом случае можно не отвечать.

Штрафы, по информации городской администрации, остались прежними: 1,5-2 тысячи рублей для физлица, 5-10 тысяч рублей — для должностного лица и от 20 до 50 тысяч рублей -для юридического.

Кроме того, до сих пор никто не видел ни защитных сеток Рабица на столбах, ни специальных конструкций для объявлений на улицах Нижнего Новгорода. Появится ли все это, не ясно, так как соответствующих вопрос NewsNN администрация проигнорировала.

Дизайн-код улиц

Также в предыдущие годы было заявлено о приведении улиц к единому дизайн-коду. Так, с в 2018–2019 гг. в Нижнем Новгороде были разработаны архитектурно-художественные концепции исторических улиц: Большая Покровская, Бетанкура, Самаркандская, Стрелка, Керченская, Варварская, Белинского, Бекетова и Нижневолжской набережной.

Согласно документу, там нельзя размещать рекламу на окнах домов, под запретом оказался и самый бюджетный вариант вывески — печать на баннерах. Благодаря принятию дизайн-кодов часть городских пространств, действительно, удалось очистить от безвкусных рекламных конструкций. Особенно преобразилась главная пешеходная улица города — Большая Покровская.

После введения жестких правил административно-техническая инспекция (АТИ) начала штрафовать предпринимателей за вывески ненадлежащего вида. Однако это вызвало недовольство предпринимателей. На встрече с мэром они заявили что замена вывесок — слишком затратное мероприятие. Мэрия прислушалась к бизнесменами и ввела мораторий на штрафы.

Власти обещали, что список улиц, приведенных к единообразию, будет пополняться. Однако до сих пор этого не произошло. В администрации города рассказали NewsNN, что сейчас проходят согласования архитектурно-художественные концепции улиц Минина, Верхневолжской набережной. Находятся в разработке также Пискунова и Алексеевская. Когда данные улицы, наконец-то, преобразятся — не уточняется.

Дизайн-код НТО и летних кафе

О дизайн-коде нестационарных торговых объектов (НТО) Панов заявлял отдельно в августе 2018 года. Разработкой их дизайна должен был заняться «Институт развития городской среды Нижегородской области» (ИРГС). Затем планировалось обсудить концепции с предпринимателями, а потом уже внедрять новые правила.

Однако через некоторое время ИРГС вообще перестал заниматься благоустройством Нижнего Новгорода, перейдя на общеобластные проекты, а в столице Приволжья была создана некоммерческая автономная организация (АНО) «Институт урбанистки Нижнего Новгорода» во главе с архитектором Зоей Рюриковой. При этом дизайн-коды для ларьков и палаток так и не появились.

Как пояснила NewsNN Рюрикова, из процесса согласований нестационарных торговых объектов архитектурный проект выкинут как лишний, так как «прокуратура признала требования к предпринимателям заказывать проекты НТО не законными».

Однако, судя по ответу мэрии на запрос NewsNN, отказываться от планов бывшего мэра новое руководство города не собирается. Там рассказали, что документация по дизайн-коду НТО находится на стадии разработки. Отметим, что с момента, когда Панов озвучил эту идею прошло уже два года. А пока в исторической части города появляются ларьки в виде стаканчика кофе и новые шашлычные.

В феврале 2018 года Панов также говорил о разработке единого дизайн-кода для летних кафе Нижнего Новгорода. На своей странице в Facebook он даже размещал примеры эскизов, как это все должно выглядеть. Он также отметил, что единый стиль для кафе проявится уже летом того же года.

Согласно ответу департамента предпринимательства и туризма администрации Нижнего Новгорода, дизайн-коды для летних кафе разработаны не были. В 2019–2020 гг. такие объекты размещались по индивидуальных форэскизам.

Жители Нижнего Новгорода в разговоре с NewsNN отметили, что не видели больших перемен в облике города как при Панове, так и сейчас. Так, журналист, кандидат в депутаты городской думы Александр Демин отметил, что кроме замены брусчатки на Большой Покровской больше ничего не может сказать о плодах деятельности Панова на посту главы города.

Экскурсовод Ирина Потрикеева также не смогла назвать каких-либо позитивных перемен. «По поводу приведению к единому дизайн-коду, я этого не вижу совсем. Или это есть, но совсем незаметно. Объявления, как и прежде, расклеивают где попало», — сказала нижегородка.

Также она отметила, что в городе очень не хватает указателей, по которым бы могли ориентироваться гости города. «Они элементарно не могут выйти с вокзала, так как непонятно, где переходы, куда двигаться. Постоянно вижу людей, которые идут в кремль, штурмуя холм, так как на Рождественской тоже указателей нет», — отметила Потрикеева.

Специалист по устойчивому развитию городов Александр Иванов считает, что инициативы Панова носили половинчатых характер и не решали проблем по существу, хоть в целом и были позитивными.

«Унификация городских объектов — правильный путь, по нему идут все прогрессивные города мира. Но воплощению идей мешали и мешают отсутствие финансов и глубокой концепции», — сказал Иванов NewsNN.

По его убеждению, город должен развиваться не на основе генплана, а на основе мастерплана — своего рода договора между бизнесом, жителями и властями о том, как будет меняться та или иная территория. «Там как раз и можно прописать единые требования к НТО, кафе и проч.», — пояснил эксперт.

Подпишитесь