Posted 1 августа 2019,, 07:55

Published 1 августа 2019,, 07:55

Modified 3 ноября 2022,, 18:01

Updated 3 ноября 2022,, 18:01

Эксперты: полиция может, но не хочет возбуждать уголовные дела на подростков

Эксперты: полиция может, но не хочет возбуждать уголовные дела на подростков

1 августа 2019, 07:55
Фото: 1mi
В микрорайоне Мещерское озеро Нижнего Новгорода банда подростков несколько месяцев нападала на прохожих. До сих пор ни на одного из участников уголовное дело не завели. По словам экспертов, подростковая преступность — серьезная проблема, которая возникает из-за отсутствия молодежной политики и бездействия полиции.

Сюжет о банде с Мещеры транслировался в эфире телеканала «Кстати». По словам пострадавших, юноши и девушки, многим из которых нет 16 лет, набрасывались на прохожих, стреляли в них из травматического оружия, грабили магазины. Поскольку со стороны полиции не было никаких действий, подростков «наказали» инициативные граждане: видео с избиением участников банды опубликовали в соцсетях. По этому поводу в ГУ МВД сразу начали проверку.

Как выяснилось позже, несколько заявлений на участников банды поступило в полицию еще весной. Однако уголовные дела возбуждать не стали. При этом, один из подростков состоит на профилактическом учете в ПДН и ранее уже привлекался к уголовной ответственности, а травматический пистолет он похитил.

Юрист Сергей Куликов считает, что только полиция района виновата в том, что одни подростки начали разбираться с другими вне рамок закона.

«Правоохранители должны защищать права граждан. Однако они работают только на показатели, а если к ним обращаются с реальными проблемами, то пишут отписки. И здесь были отписки до накаления ситуации. Им было все равно до того, как начали реальные преступления совершать. Когда была административка, когда можно было воспитательные меры предпринять, правоохранители ничего не делали», — сказал он в разговоре с NewsNN.

Как сообщили NewsNN в ГУ МВД по Нижегородской области, число преступлений, совершенных подростками, снижается. Однако это общероссийская тенденция. При этом, количество противоправных действий со стороны несовершеннолетних остается на высоком уровне. Так, за 2018 год в Нижегородской области подростки совершили 712 преступлений, за первые шесть месяцев 2019-го — 334. К уголовной ответственности в текущем году были привлечены 194. С остальными проведена «профилактическая работа».

Наибольшее число преступлений подростков зафиксировано в Дзержинске, Балахнинском и Володарском районах. Чаще всего несовершеннолетние совершают кражи, грабежи и разбойные нападения, говорят в ГУ МВД по региону.

После инцидента на Мещере уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области Маргарита Ушакова намерена проверить внешкольную занятости детей.

«В любом случае подобные истории происходят там, где плохо организован досуг подростков. Если ребенок занят спортом, творчеством или общественной работой, у него просто нет времени, чтобы оказаться на улице в плохой компании», — пояснила она NewsNN.

Ушакова также напомнила, что основную ответственность за жизнь, здоровье и нравственно-духовное воспитание детей несут «не столько школа и общественность, сколько родители». Именно они должны проявлять активность и интересоваться, чем занимается их ребенок, добавила омбудсмен.

Генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов с ней не согласен. Он считает, что у ребенка всегда должен быть «воспитатель» от государственных структур. А если его нет, то он найдется в криминальном мире. «Часто он даже больше заботиться о подростках, чем государство», — отметил эксперт.

По словам Михайлова, нужно пересматривать работу с подростками: «У нас есть комитеты по делам молодежи, комитеты спорта, управления культуры, которые, к сожалению, больше любят заниматься „белыми и пушистыми“ детьми, и не хотят заниматься оторванными пацанами. Одно дело, когда ты пришел с воспитательной беседой в класс, где сидят смирные дети, другое — выходить на улицу и вести диалог с оторвами».

Генерал считает, что за подростковую преступность нужно «жестко спрашивать» с уполномоченных в молодежной сфере.

«Это серьезная проблема. Духовный кризис негативно влияет на маргинальную часть молодежи. Единственное, что им понятно — это принципы уголовного сообщества. Сегодня романтика АУЕ стала вполне осязаемой», — добавил Михайлов.

Его поддерживает кандидат психологических наук, доцент НИУ — филиала РАНХиГС Елена Морозова. «В подростковом возрасте срабатывает инстинкт территории. Но так как человек — существо социальное, нужно перенаправить энергию подростков на патриотические и социально-значимые цели. Но это сделать некому. Молодежные движения разрушены. Школа не справляется с происходящим», — сказала она в беседе с NewsNN.

По мнению Морозовой, нужно, чтобы с трудными подростками занималось некое объединение структур, отвечающих за девиантное поведение. «Работу необходимо выстроить так, чтобы дети понимали, что даже если они оступились, их есть кому поправить. Тогда в подсознании сможет выстроиться другая поведенческая модель. В советской педагогике и юридической психологии достаточно методов и приемов. Например, можно использовать труды Макаренко [Антон, всемирно известный воспитатель, педагог и писатель, — прим. NewsNN]», — пояснила она.

Однако, Морозова говорит, что нельзя забывать и об юридической ответственности родителей. «Детей отпустили, но родители должны были понести за это какие-то санкции. Если все сходит с рук, то это отдается на откуп другой группировке. Позиция правоохранительных органов должна быть иной», — отметила эксперт.

Михайлов также заострил внимание на неудовлетворительной работе правоохранительных органов в борьбе с подростковой преступностью. «Люди, которым надоел беспредел, выполняют санитарную функцию. А полиция старается от таких вещей дистанцироваться. Причем достаточно жестко. Говорят, что не могут возбуждать дела против несовершеннолетних. Они ни не могут, они просто не хотят», — заметил он.

«Это сейчас они [трудные подростки, — прим. NewsNN] молодые волчата, а завтра — превратятся в матерых волков. Они не будут бить кого-то на улице и отбирать кошельки, они будут отбирать заводы, фабрики, заниматься рейдерством», — подчеркнул Михайлов.

По его словам, самая большая беда в том, что в России «любят спасать человечество, но не умеют спасать конкретного человека». В конечном итоге это приводит к избиениям и убийствам со стороны группы граждан, которым надоедает беспредел безнаказанных подростков.

"