Posted 26 февраля 2019,, 06:58

Published 26 февраля 2019,, 06:58

Modified 3 ноября 2022,, 18:14

Updated 3 ноября 2022,, 18:14

Проект в интересах конкретного ведомства – Каюмов о строительстве низконапорного узла

26 февраля 2019, 06:58
Эколог Асхат Каюмов назвал строительство гидроузла в Нижегородской области проектом в интересах конкретного речного ведомства. Об этом передает корреспондент NewsNN, присутствующий 25 февраля на общественных слушаниях по оценке воздействия на окружающую среду низконапорного узла на Волге.

Каюмов сообщил о необходимости подсчета реального ущерба при поднятии уровня воды и проработки альтернативных вариантов восстановления судоходства на обмелевшем участке реки. «Нам все время рассказывают, что зона воздействия подтопления – два метра. То есть, согласно строительной документации, если вода ниже этой отметки, территория не подтоплена. А почему мы применяем строительную документацию к не городским территориям, которые мы не планируем под застройку?», – заявил Каюмов.

В качестве примера председатель рассказал о влиянии грунтовых вод на лес: «Если вода находится на глубине пять метров, то деревья прекрасно растут. Если вода поднимется на два с половиной метра, то по градостроительным нормам все хорошо и территория не подтоплена, в то время как корни деревьев в воде. Они неизбежно погибнут».

Позицию Каюмова поддержал председатель нижегородского отделения союза охраны птиц России Сергей Бакка. Он отметил, что совсем недавно в положительную сторону решился вопрос о возможном чебоксарском затоплении. «И вот снова вместо той гигантской беды, которая била по жизненным интересам трех миллионов жителей нашей страны, нам предлагают меньшую, которая бьет всего лишь по десяткам тысяч», – начал выступление Бакка.

Председатель регионального СОПР сообщил, что предлагаемый проект по восстановлению судоходства противоречит трем российским законам: об особо охраняемых территориях, об охране окружающей среды и о животном мире. «В данном проекте предусмотрено уничтожение памятника природы областного значения «Дубрава у города Городца», а также колоссальный ущерб и уничтожение ключевых мест обитания целого ряда видов живых организмов, занесенных в красную книгу России и Нижегородской области», – рассказал Бакка. Он считает, что предусмотреть компенсационные меры по данным вопросам невозможно.

Схожую позицию занял житель Балахны Вячеслав Почекутов. «Общественные обсуждения в Балахне и Городце заняли около пяти часов. Практически все жители этих районов против строительства данного сооружения. Мы исходим из жизненного опыта, который мы имеем и тех мнений, которые выходят из уст специалистов», – рассказал Почекутов.

По его данным, при строительстве гидроузла Балахна попадет в самую тяжелую ситуацию. По оценкам экспертов, городу понадобится 330 млрд рублей для ликвидации последствий поднятия уровня воды. «Ваш глава администрации предлагает бросить нас и смотреть только на свою территорию. Я вас призываю, не бросайте нас. Помогите в этой борьбе», – подчеркнул Почекутов.

Он заявил о готовности обращения граждан в правительство РФ, к президенту Владимиру Путину и сенат, для того, чтобы остановить этот проект.

Также на общественных слушаниях прозвучали мнения и за строительство низконапорного узла на Волге. Например, главный инженер ООО «Техтрансстрой» Игорь Краснощеков видит в этом наиболее эффективное решение проблемы судоходства.

По его словам, создание водохранилища было поддержано руководством Нижегородской области еще в 2003, 2005 и 2013 годах. Во главу угла ставятся задачи по обеспечению населения электроэнергией и водными ресурсами.

Краснощеков считает, что строительство нижегородского гидроузла не приведет к дополнительному затоплению территорий. «Поскольку водохранилище будет сезонно наполняемым, оно никак не повлияет на паводковые уровни, не приведет к наложению судоходных уровней на паводковые и тем самым не даст возможности повысить уровень воды в Сормовском районе в период навигационной межени. Паводковые режимы зимней межени останутся без изменений», – заявил Краснощеков.

Генеральный директор ООО «Техтрансстрой» Виктор Морозов также отметил, что водохранилище окажет минимальное влияние на Нижний Новгород. «Застроенная территория Сормовского района не попадает в зону подтопления. Переселения не будет», – подчеркнул Морозов.

При этом гендиректор сообщил, что как только водохранилище построят, будет проведена оценка ситуации. «Если адекватности не будет, то мы будем разбираться в чем проблема. Недочеты возможны, и я вас об этом предупреждаю. Но сегодня мы говорим о том, что этих ошибок мы избегаем, потому что модель была сделана на основе проверенных и четких данных», – рассказал Морозов.

По словам гендиректора «Техтрансстрой», при строительстве водохранилища речной сток и скорость течения останутся без изменений: «Ухудшения питьевой воды в этом случае не будет».

Министр экологии Нижегородской области Денис Егоров заявил, что строительство низконапорного гидроузла находится на особом контроле губернатора региона Глеба Никитина. «Принципиальная позиция нижегородского правительства – максимальный учет мнения жителей при строительстве. Необходимо предпринять меры, чтобы обеспечить судоходство на Волге, при этом минимизировать возможные негативные последствия для населения при проведении масштабных работ», – сказал Егоров.

Егоров напомнил, что еще в 2015 году в Нижегородской области была создана рабочая группа по рассмотрению вопроса, связанного с разработкой проекта строительства низконапорного гидроузла и оценки воздействия на окружающую среду. В ее состав вошли не только сотрудники министерства экологии, но и сотрудники министерства транспорта, строительства и других органов исполнительной власти региона.

«Общественность принимает участие на всех этапах оценки. Публичные обсуждения начались 14 января и закончатся 25 марта. За это время вы можете направлять в адрес заказчика и проектировщика свои предложения и рекомендации. Также все эти замечания вы можете направлять в адрес министерства экологии», – обратился к гражданам Егоров.

Начать строительство низконапорного гидроузла на Волге планируется в Сормовском районе на острове Ревякский уже в 2019 году. Проектированием проекта занимается ООО «Техтрансстрой». На проведение строительных работ из федерального бюджета будет выделено более 43 млрд рублей.

"