Posted 2 ноября 2018, 07:40
Published 2 ноября 2018, 07:40
Modified 3 ноября 2022, 18:09
Updated 3 ноября 2022, 18:09
Насколько оправданы риски, разбирался NewsNN.
История вопроса и отказ от моста
Планы по строительству плотины для подъема уровня Волги обсуждаются давно. Одним из вариантов восстановления судоходства было повышение уровня Чебоксарского водохранилища до отметки в 68 м, против чего категорически выступали нижегородские власти. Такой подъем приведет к затоплению значительной части сельскохозяйственной и жилой территории Нижегородской области и экологическим проблемам.
Еще в начале 2000-х годов был предложен вариант строительства низконапорной плотины возле поселка Большое Козино в Балахнинском районе. Планировалось, что такой объект, кроме спасения Верхней Волги от обмеления, даст нижегородцам еще один мост, который пройдет по плотине.
Однако позже было решено строить переправу и гидроузел отдельно, поскольку это обойдется дешевле. Мостовой переход должен был стать частью северного обхода Нижнего Новгорода.
В итоге гидроузел решили построить в Сормовском районе Нижнего Новгорода на острове Ревякский. Изыскательскими и проектными работами занимается самарское ООО «Техтрансстрой», выигравшее соответствующий конкурс.
В октябре этого года правительство Нижегородской области заявило, что строительство гидроузла начнут уже в 2019 году. Стоимость строительства оценивается более чем в 40 млрд рублей. Реализован проект будет в рамках федеральной программы развития транспортной системы России.
Рыть нельзя, можно лишь строить
Как пояснили в ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» (структура Росморречфлота), из-за общего снижения уровня воды район Волги возле Городецкой плотины (Нижегородская ГЭС) за последние шесть десятилетий превратился в «настоящее бутылочное горлышко». Это одно из главных препятствий для обеспечения необходимой пропускной способности Единой глубоководной системы Европейской территории РФ. В итоге сейчас судам, в том числе, круизным, приходится стоять здесь сутками в ожидании волны попуска. Вследствие регулярного срыва расписания круизных туров, вынужденного простоя и постоянного недозагруза флота компании-операторы несут убытки и не могут заказывать строительство новых судов на отечественных верфях.
По словам губернатора Нижегородской области Глеба Никитина, низконапорный гидроузел – это единственный вариант возобновления судоходства по Волге на отрезке Городец – Нижний Новгород.
В администрации Волжского бассейна добавляют, что строительство гидроузла в Сормовском районе позволит обеспечить необходимые параметры судового хода на всем 40-километровом проблемном участке Волги, и даст возможность без существенных задержек проходить судам с осадкой 3,6-3,75 м. Причем это единственно возможный вариант устранения маловодья на этом участке. А дноуглубительные работы не только не поднимут уровень воды, а приведут к еще большей просадке уровня воды и превращению Городецкой плотины для большинства судов в непреодолимую для них границу.
В ведомстве отмечают, что повышение уровня Волги не повлечет за собой существенных последствий на участке Городец – Большое Козино, который и так находится в зоне периодических подтоплений, достигающих в период половодья уровня в 72-73 м.
«На территории Балахнинского района наблюдается сложная гидрогеологическая обстановка: территория, которую занимает район, подтапливается со стороны водораздела между Окой и Волгой. Следует иметь в виду, что все вопросы, связанные с определением зоны подтопления будущего мини-водохранилища будут рассмотрены в рамках тщательной процедуры государственной экспертизы с учетом приоритета максимального сокращения воздействия строительства и эксплуатации нового гидроузла на окружающую среду», - разъясняют в ведомстве.
Но в документации «Техтрансстроя», размещенной на сайте госзакупок, говорится, что наиболее проблемными, с точки зрения возможного подтопления территорий, населенными пунктами являются Балахна и Большое Козино.
Балахнинский район против
Несмотря на заявления о минимизации негативных последствий для Балахнинского района, местные власти и жители выступают против строительства гидроузла.
В феврале этого года после зимнего паводка в Балахне было подтоплено несколько сотен садовых домиков. В марте жители города начали сбор подписей против строительства гидроузла на Волге, считая, что повышение уровня реки усугубит ситуацию с подтоплениями.
В материалах на сайте Балахнинского городского суда говорится, что администрация района еще 2 августа 2018 года подала исковое заявление к Росморречфлоту, оспаривая распоряжение ведомства от января 2018 года.
Как NewsNN пояснили в пресс-службе районной администрации, данный документ утверждает проект межевания территорий Балахнинского, Городецкого, Борского районов, а также Сормовского района Нижнего Новгорода для размещения низконапорного гидроузла на Волге. Балахнинские власти просят признать распоряжение недействующим, так как оно не соответствует законодательству РФ и утверждено без согласования проекта с администрацией и поселениями.
В администрации Балахнинского района отмечают, что в связи с созданием водохранилища при строительстве гидроузла и повышении уровня Волги прогнозируется затопление, берегообрушение, в том числе территории Балахны. Также усиливаются риски образования карстовых провалов.
«Главная цель – предотвратить негативные последствия строительства низконапорного гидроузла в нашем районе. На сегодняшний день мы видим, что мероприятия по предотвращению негативных последствий строительства проработаны не в полном объеме. Администрация будет добиваться разработки и отображений всех мероприятий по защите территорий в проектной документации. Материалы оценки воздействия на окружающую среду для проведения общественных слушаний в администрацию пока не поступили. Полный и достаточный перечень компенсационных мероприятий по защите территорий района от негативных воздействий также не поступил», - сообщил врио главы местного самоуправления Балахнинского района Алексей Левкович. Местные власти обещают, что как только получат указанные материалы, то сразу обнародует их для всестороннего обсуждения.
Мнение эксперта
Директор филиала «Открытие Брокер» в Нижнем Новгороде Юлия Биято говорит, что, как правило, перевозка товаров водным транспортом гораздо выгоднее любого другого типа транспортной логистики, даже железнодорожного. Однако, по ее словам, пока сложно судить, нивелирует ли восстановление судоходства таким путем расходы на предотвращения негативных явлений.
«В данном случае речь идет о косвенных издержках и себестоимости строительных работ, которые крайне сложно оценить, - поясняет Биято. - Выгоду от нововведений покажет время, а также качество выполнения работ. Пока преждевременно делать конкретные выводы».