Posted 12 сентября 2018,, 07:38

Published 12 сентября 2018,, 07:38

Modified 3 ноября 2022,, 17:48

Updated 3 ноября 2022,, 17:48

Маргарита Ушакова: торжественные встречи и игнорирование происшествий

12 сентября 2018, 07:38
После появления в России уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ в регионах начали создаваться аналогичные структуры. В Нижегородской области должность детского омбудсмена была введена 28 декабря 2012 года.

Сейчас этот пост занимает Маргарита Ушакова, которая предпочитает посещать торжественные мероприятия, игнорируя происшествия с детьми. По мнению журналиста и общественного деятеля Максима Шевченко, нет никакого смысла в уполномоченном, если он отстраняется от расследования ЧП с детьми.

Первой – 28 марта 2013 года – должность уполномоченного по правам ребенка в Нижегородской области заняла Надежда Отделкина. 24 сентября 2015 года она сложила полномочия в связи с переходом на пост уполномоченного по правам человека. Сначала планировалось объединить эти две должности. Однако Заксобрание приняло решение оставить все, как есть.

26 ноября 2015 года детским омбудсменом стала Ушакова. За ее назначение проголосовали 40 депутатов ЗСНО, против – один. Кандидатура Ушаковой была внесена в парламент на тот момент губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым.

В законе Нижегородской области об уполномоченном по правам ребенка говорится, что в его основные задачи входит внесение предложений «по совершенствованию законодательства об обеспечении гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка». По данным автоматизированной информационной системы «Законопроект», за все время работы Ушакова не внесла в ЗСНО ни одной законодательной инициативы. На заседаниях комитетов и парламента корреспонденты NewsNN видят ее редко. В обсуждении законопроектов Ушакова не участвует.

Раз в год она выступает перед ЗСНО с докладом о проделанной работе. В 2018 году документ состоял из 117 страниц. Доклад начинается с общих слов, затем Ушакова переходит к основным направлениям ее деятельности. Она рассказывает о том, что работа проходила в рамках заключенных ранее соглашений с различными ведомствами, о том, что за год она направила 28 писем в органы прокуратуры, 24 – в СУ СК, 36 – в ГУ МВД, о различных «горячих линиях» аппарата, посещении торжественных мероприятий и т.д. Только эта часть занимает 18 страниц. Затем идет «общий анализ обращений граждан», который состоит из 16 страниц.

На 39 странице речь заходит об убыли населения Нижегородской области, которая за 2017 год составила 6 тысяч 519 человек. Естественный прирост населения не зафиксирован ни в одном из районов региона. В 2017 году в Нижегородской области родилось 34 тысячи 567 детей, что на 11,56% меньше, чем в 2016 году, следует из доклада. В возрасте до года умерло 183 ребенка. Всего погибли 319 детей. Отмечен рост числа суицидов среди несовершеннолетних: 10 завершенных и 35 незавершенных попыток (в 2016 году – 2 и 20 соответственно). Также зарегистрировано 3 смерти подростков от отравления алкоголем или наркотиками.

Помимо прочего, зафиксирован рост количества детей, страдающих ожирением (на 1265 детей больше, чем в 2016 году) и сахарным диабетом (на 128 детей). В 2017 году отмечено увеличение количества травм и отравлений детей в 3,6 раза. Тенденцию роста имел и уровень инфекционных заболеваний среди несовершеннолетних. К примеру, число заболеваний внебольничной пневмонией бактериального генеза увеличилось на 42%, заболеваемость энтеровирусом – на 24%.

Стоит также обратить внимание на главу №8 «Обеспечение прав детей на защиту от насилия и жестокого обращения». Она находится на 96 странице, и вряд ли кто-то из депутатов дочитывал до нее. Там сообщается следующее: «Анализ статистических сведений за 2017 год свидетельствует об увеличении на 46,7% (с 949 до 1392) общего количества преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, в том числе на 29,1% – преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности». Кроме того, количество убийств несовершеннолетних выросло в 6 раз по сравнению с данными 2016 года.

Также уполномоченный в докладе сообщает, что за 2017 год было выявлено 1547 «неблагополучных родителей». Были лишены родительских прав 441 человек, при том что количество изъятых из семей детей составило 109.

В самом конце доклада Ушакова дает оценку своей работе, говоря о том, что надеется на «улучшение ситуации с положением детей в регионе».

В соответствии со ст. 4 регионального закона об уполномоченном по правам ребенка, его деятельность «осуществляется гласно и освещается в СМИ». Соблюдение Ушаковой этого пункта можно подставить под сомнение. Оперативно получить ее комментарии практически невозможно. Ушакова объясняет это тем, что аппарат омбудсмена – «не пожарная команда». В большинстве же случаев, когда случаются происшествия с детьми, Ушаковой нет на рабочем месте: она либо на каком-то торжественном мероприятии, либо в отпуске.

В качестве примера можно привести самые резонансные происшествия с детьми в Нижегородской области за последний год. 14 октября 2017 года пропал 4-летний Ярослав Балуев, который вместе с бабушкой, матерью и младшим братом приехал лесной массив в районе п. Керженец. Стоило взрослым отвернуться, мальчик ушел. Его поиски продолжались более суток. В них принимало участие свыше 1 тысячи человек, большинство из которых волонтеры и добровольцы. Происшествие тогда взяли под личный контроль глава региона Глеб Никитин и уполномоченный по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова. А от Ушаковой никаких действий или комментариев не последовало.

Когда в августе 2018 года один за другим начали пропадать дети, в аппарате уполномоченного рассказали, что сотрудники не принимают участия в поисках, так как считают себя «необученными людьми». По их мнению, этим должны заниматься «специально подготовленные» граждане.

Несмотря на это, ежедневно на поиски пропавших в августе 13-летней Марии Ложкаревой и 9-летней Марии Люлиной выходят десятки, а то и сотни волонтеров и добровольцев. Отсутствие какой-то специальной подготовки их не пугает.

Корреспондентам NewsNN Ушакова ни раз заявляла, что брать на свой контроль какие-либо происшествия не входит в ее полномочия. Дословно такого пункта в законе не прописано. Однако детским омбудсменам в других регионах это не мешает. Так, например, уполномоченный по правам ребенка в Башкирии Милана Скоробогатова сразу же после пропажи в июле 2018 года 11-летней девочки и 15-летнего парня взяла поиски под личный контроль и подключилась к расследованию инцидента. Она также давала оперативные комментарии СМИ по этому поводу.

Самый резонансный инцидент произошел в Нижнем Новгороде в апреле 2018 года. 27-летняя Елена Каримова сначала задушила в арендованном авто 4-леинюю дочь и 2-летнего сына, затем вывезла тела за город, где сожгла их. Тогда NewsNN попросил комментарий в аппарате Ушаковой. Там корреспонденту ответили, что не обладают объективной информацией, сама омбудсмен находилась в отпуске. Спустя более недели из аппарата в редакцию прислали ответ, в котором была информация, опубликованная ранее на сайте следственного комитета, и не содержал в себе ничего нового. Позиции Ушаковой в ответе тоже не было.

«На фоне всех происшествий с детьми в Нижегородской области то, что мы совершенно не слышим ее комментариев и ее реакцию на эти происшествия – это очень плохо», - рассказала в разговоре с корреспондентом NewsNN политический обозреватель Валентина Бузмакова. Она напомнила, что ее предшественница свою работу освещала, а новый омбудсмен этого не делает и совершенно никому неизвестна.

«Именно она должна будировать власть. Это ее работа, – отмечает Бузмакова. – Не общественная организация, не активные граждане, не соцсети, а именно она».

При этом, отвечая на запрос NewsNN, Ушакова говорит, что в первом полугодии на ее личном контроле находились 20 дел, 9 из которых уже сняты в связи с «положительным решением вопроса». «По любому происшествию с детьми уполномоченный в оперативном порядке взаимодействует с компетентными органами по всем вопросам, касающимся защиты прав и законных интересов детей, в том числе при ДТП с участием детей, при гибели детей при различных обстоятельствах, при пропажах или похищениях детей», - сообщается в ответе на запрос.

Если отталкиваться от информации, размещаемой на сайте уполномоченного, то большую часть рабочего времени Ушаковой занимают не контроль происшествий и решение проблем, а торжественные мероприятия. Например, 25 августа уполномоченный по правам ребенка приняла участие в открытии XXV Всероссийского туристского слета педагогов, посвященного 100-летию детского туризма. А 30 июля при ее поддержке прошел «Чемпионат ползунков» среди детей от 6 месяцев до 4 лет.

27 июля состоялось выездное заседание комитета ЗСНО по социальным вопросам. На нем обсуждались вопросы мониторинга правоприменения закона о мерах поддержки многодетных семей. Однако на мероприятии Ушаковой тоже не было, ее комментарий по этому вопросу также не публиковался.

22 июля Ушакова отправилась в детские лагеря муниципального автономного учреждения «Надежда». Там она провела лекцию по правовому просвещению. Затем посетила лагерь «Хочу стать десантником». Судя по информации, размещенной на сайте, Ушакову интересовал лишь один вопрос, не скучают ли ребята по телефонам и компьютерам.

8 июля детский омбудсмен посетила исправительную колонию №2 и Дом ребенка. Но даже там она не обсуждала какие-либо проблемы и не пыталась их решить. Ушакова просто наградила победителей конкурса «Мамина книжка» и поздравила женщин с Днем семью, любви и верности.

При этом сам закон об уполномоченном Ушакова знает плохо. Во время разговора с корреспондентом NewsNN она сказала: «В том числе, в соответствии с законом, уполномоченный не имеет права контроля за ходом следственных действий. Я не могу запросить материалы какого-то дела в отличие, например, от уполномоченного по правам человека, который в соответствии с федеральным конституционным законом имеет на это право. У меня такого нет».

В ст. 13 регионального закона говорится о том, что уполномоченный имеет право «запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, их должностных лиц, организаций необходимые сведения, материалы и разъяснения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов ребенка».

Также Ушакова при общении с корреспондентом NewsNN посетовала на то, что в аппарате всего 6 сотрудников, «включая бухгалтера и специалиста по кадрам». При этом по закону Нижегородской области она может иметь помощников, работающих на общественных началах. Согласно информации с сайта омбудсмена, таковых у нее 51 человек по всей Нижегородской области.

В прокуратуре Нижегородской области сообщили NewsNN, что Ушакова к ним «конечно, обращается». Но привести статистику не смогли, сославшись на то, что не получится предоставить «достоверную информацию».

В аппарате уполномоченного NewsNN сообщили, что в 1 полугодии 2018 году было инициировано 58 внеплановых проверок учреждений, деятельность которых связана с детьми и подростками. В 12% случаев выявлено нарушение прав и интересов несовершеннолетних, которые в дальнейшем были устранены.

За 1 полугодие 2018 года в адрес уполномоченного по правам ребенка Нижегородской области поступило 787 обращений с жалобами на нарушение прав детей, что на 27% больше чем в аналогичном периоде прошлого года. Наибольшее число обращений (22%) связано с нарушением прав ребенка в семье. На втором месте (18%) – нарушение прав ребенка в сфере образования, на третьем месте (14%) – жилищные вопросы.

При этом детский омбудсмен вмешался только в 25% случаев, а именно были направлены «заключения в компетентные органы».

Брать на контроль происшествия с детьми и принимать участие в их расследовании – прямая обязанность уполномоченного по правам ребенка, считает Шевченко. «Он не просто должен, а обязан это делать. Уполномоченный по правам ребенка во всех разбирательствах происшествий, связанных с нарушением прав детей, безусловно, должен присутствовать лично, либо должен быть его представитель. Без разницы гражданское, административное или уголовное дело. А иначе смысла никакого нет. Если уполномоченные будут просто перерезать ленточки вместе с «Единой Россией», то зачем они нужны тогда?», - высказал он свое мнение в разговоре с корреспондентом NewsNN.

По словам Шевченко, если Ушакова этого не делает, это свидетельствует о том, что она не хочет этого делать. «Возможно, ей не хочется вступать в конфликт интересов. Допустим, не хотят обнародовать публично статистику о нарушении прав детей. потому что если уполномоченный будет участвовать, то это уже официальная статистика. А так они ее скрывают, занижают. Идея же – показать народу, что все хорошо, стабильно. А раз много происшествий – значит уже не стабильно», - добавил журналист и общественный деятель.

Шевченко считает, что это «такая позиция». «Не правозащитная, а пиар для улучшения имиджа власти. На мой взгляд, это неправильно», - заключил он.

Деятельность детских омбудсменов критикуется не только на региональном уровне. Экспертное сообщество не раз заявляло, что не видит никаких реальных действий от этой структуры по защите прав детей и на федеральном уровне.

С декабря 2009 года по сентябрь 2016 года место уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ занимал Павел Астахов, известный публике как как ведущий программы «Час суда» на RenTV.

Заявление об увольнении он написал после инцидента в Карелии. Тогда в результате трагедии на Сямозере погибли 13 детей и один взрослый. Астахов посетил пострадавших в больнице. Сначала он поинтересовался у детей, как их вывозили с острова спасатели, а затем, не прекращая улыбаться, спросил: «Ну что, как поплавали?». Эта история вызвала резонанс в обществе. Более 150 тысяч человек подписали петицию на Change.org об отставке Астахова.

Это не единственный случай, благодаря которому Астахов запомнился в негативном ключе. Комментируя в интервью РСН свадьбу начальника РОВД Ножай-Юртовского района Чечни и 17-летней Хеды Гойлабиевой, он сказал, что «есть места, где женщины уже в 27 лет сморщенные, и по нашим меркам им под 50».

Комментируя в 2015 году видео из школы Оренбурга, где в костюмах пчел и Винни-Пуха станцевали откровенный танец, Астахов сказал: «Если на сцене Винни-Пух и пчелы, то создатель этого «номера» – точно свинья Пятачок».

Помимо нелепых фраз он запомнился законом о запрете на усыновление российских детей-сирот иностранцами, инициатором которого выступал. Сразу после этого как минимум 200 детей остались в российских детских домах и интернатах. В частности, это произошло после того, как американка Тори Хансон отказалась от 2-летнего Артема Савельева, отправив его одного в Москву. При этом младший сын Астахова родился во Франции, куда, по признанию экс-уполномоченного, он «мотался почти каждые выходные».

После отставки Астахова – 9 сентября 2016 года – уполномоченным по правам ребенка была назначена глава фонда «Покров» по предотвращению абортов, жена священника Анна Кузнецова. С самого начала в ее адрес были слышны упреки. Так, Кузнецова сформировала Общественный совет, который состоял из большого числа священников Русской православной церкви, а также активистов православных общественных объединений.

В феврале 2017 года правозащитники открыто обвинили омбудсмена в бездействии в отношении ситуаций, связанных с детьми. «Реальной работой никто не собирается заниматься. Детский омбудсмен просто берет любую ситуацию «на контроль» и все», - сказала тогда руководитель мониторингового центра по выявлению опасного и запрещенного законодательством контента Анна Левченко.

По ее словам, из аппарата уполномоченного по правам ребенка в РФ при Кузнецовой ушли «лучшие сотрудники, которые разбирались со сложнейшими делами».

Многие ее инициативы выглядели нелепыми. В первый год работы Кузнецова составила список «стыдных» детских книг. Писатели, критики и учителя посоветовали ей тогда не судить о детской литературе по «низкопробным развлекательным сайтам и пабликам». Также она организовала конкурс детских эссе «Письмо солдату» и добилась увеличения нормы выдачи подгузников матерям-заключенным.

"