Posted 21 февраля 2018,, 09:05

Published 21 февраля 2018,, 09:05

Modified 3 ноября 2022,, 17:58

Updated 3 ноября 2022,, 17:58

Who is mr. Barykin: факты из биографии нового председателя гордумы

21 февраля 2018, 09:05
Новым председателем думы Нижнего Новгорода стал 46-летний генеральный директор завода «Красный якорь» Дмитрий Барыкин. NewsNN рассказывает его биографию.

В ходе заседания гордумы депутаты проголосовали за согласование кандидатуры Барыкина на должности. За гендиректора «Красного якоря» отдали свои голоса 40 депутатов, один высказался против. Ранее обязанности председателя думы Нижнего Новгорода исполняла Елизавета Солонченко. Барыкину назначили четырех заместителей — Солонченко, Дмитрия Краснова («Единая Россия»), Николая Сатаева (КПРФ) и Александра Разумовского («Справедливая Россия»).

19 февраля в ходе конференции НРО «Единой России» делегаты проголосовали за выдвижение Барыкина на должность председателя думы Нижнего Новгорода. Соперником предпринимателя стал секретарь местного отделения «ЕР» Нижегородского района Шамиль Аляутдинов. Барыкин получил 179 голосов, а Аляутдинов — 38.

Выдвижение Барыкина сочетается с курсом региона на развитие промышленности и предпринимательской активности — в гордуме он руководил профильной комиссией. По итогам конференции он заявил об отставании Нижнего Новгорода от других городов-миллионников. По мнению Барыкина, депутаты должны перестать считать гордуму площадкой для лоббизма различных интересов и раскрытия амбиций. «Консолидированное голосование, работа в округе, работа в комиссиях и явка на заседания отчего-то стали факультативными. Это в корне неверно и недопустимо», — сказал он. Барыкин видит дальнейшую работу депутатов в контроле исполнительной власти, который поможет изменить работу горадминистрации.

11 декабря 2017 года на комиссии городской думы Солонченко, которая на тот момент возглавляла Нижний Новгород, предложила Барыкина на пост своего заместителя. 13 декабря дума согласовала его кандидатуру. Барыкина поддержали 32 депутата из 38 голосовавших.

Со слов Барыкина, на должность заместителя главы Нижнего Новгорода его рекомендовал врио губернатора Нижегородской области Глеб Никитин. Барыкин выполнял обязанности замглавы города не на постоянной основе. Он добавил, что в ближайшие 3 года не собирается покидать пост генерального директора завода «Красный якорь». С сегодняшнего дня полномочия Барыкина на должности замглавы Нижнего Новгорода прекращены досрочно.

Барыкин родился 20 августа 1971 года в Волгоградской области. С 1989 по 1995 годы он учился в Московском государственном институте электронной техники на факультете микроприборов и технической кибернетики. Там он получил специальность инженера электронной техники. В 2002 году получил еще одно высшее образование на факультете «финансы и кредит» Финансовой академии при правительстве РФ. В том же году стал сначала замдиректора АО «Завод «Красный якорь». В августе 2002 года Барыкин возглавил предприятие.

В интервью «Коммерсанту» Барыкин рассказал, что с детства мечтал стать инженером электронной техники, и даже не думал, что будет бизнесменом. Он планировал устроиться на работу на одно из зеленоградских предприятий, выпускающее микросхемы. Однако закончив обучение в вузе, ему было сложно найти работу по специальности из-за спада электронной промышленности.

По словам Барыкина, благодаря личным связям он попал в компанию, которая занималась трейдингом угля для металлургических комбинатов. Так как в 90-е годы все расчеты, в основном, происходили по бартеру, компания поставляла уголь на металлургические комбинаты, от них получала металлопрокат, который везла на машиностроительные заводы, в том числе и на «Красный Якорь», а цепи поставляла на шахты. Однако эта схема рухнула в 1998 году, когда произошел дефолт.

В 2000 году компания, где работал Барыкин, отказалась от поставок «Красного якоря», поскольку качество продукции оставляло желать лучшего. Фирма начала сотрудничать с немецкой компанией по производству цепей. «Красный якорь» же остался должен компании, занимавшейся трейдингом угля. Руководство завода обратилось с предложением акций предприятия взамен на инвестиции в производство. В декабре 2001 года сделка была оформлена, долг завода реструктуризирован. В середине следующего года завод остался без продаж. Тогда Барыкину предложили включиться в управление предприятием, став заместителем директора «Красного якоря». Он согласился и переехал в Нижний Новгород.

Нереструктуризированная задолженность предприятия на тот момент составляла около 42 миллионов рублей. Кроме того, завод был должен «Водоканалу» 25 миллионов рублей. Зарплата у сотрудников была низкая, предприятие производило «непонятно что и ничего не продавало», говорит Барыкин.

После назначения гендиректором «Красного якоря» Барыкин занялся кадровым вопросом. «Потому что тогда на покупателя никто не ориентировался и главной задачей было не сделать качественные цепи, а убедить всех, что они качественные», — приводит слова Барыкина «Коммерсант». Большая часть сотрудников, нанятых тогда им, работает на заводе до сих пор, заявляет он.

14 июня 2007 года «Молодая гвардия Единой России» организовала пикет у проходной «Красного якоря». На нем присутствовали бывшие сотрудники завода, которые не могли получить заработанные деньги. Тему невыплат зарплат руководство предприятия не комментировало, в то время как, по словам работников, завод систематически не выполнял своих обязанностей в этой части.

Негативные отзывы о работе на предприятии Барыкина можно найти в интернете и сейчас. «Ни в коем случае туда не устраивайтесь, испортите себе и карьеру и не дай бог трудовую книжку. Все начинается с квеста – реши 100-200 вопросов на тесты дошкольного возраста. В общем как и вся работа на заводе это большой КВЕСТ – сделай не из чего, не зная чем, не зная что», — написал пользователь под ником «Опытный» 15 января 2018 года [орфография сохранена].

По его словам, отношение к сотрудникам на «Красном якоре» «на уровне рабов». «Из начальства в основном работают семьи, супруги, дети, племянники и т.д., и такое ощущение, что с купленными дипломами. Иначе как можно объяснить, что в июне-июле 2017 года производство 2го мелкого участка собрало 180 тонн цепей не из того метала», — говорится в сообщении пользователя [орфография сохранена].

«Действительно ничего не изменилось, наверно еще хуже стало отношение руководства к сотрудникам после избрания в депутаты. БДЗ [Барыкин Дмитрий Зотович, — прим. NewsNN] не стесняется в выражениях причем даже по «фене» как будто пару ходок имел, и различия при общении нет что мужчины, что женщины. Прилюдное унижение – это его конек. Задачи ставятся невыполнимые, а ресурсов для их выполнения нет, ищи сам и попробуй не сделай. Могут уволить в один день без выплаты пособия и зарплаты, т.к 70% — это конвертик как в 90-ые», — написала на форуме пользовательница с ником Аля [орфография сохранена].

В 2008 году Барыкин дал интервью изданию «Биржа плюс», в котором рассказал, что завод «Красный якорь» «поднялся на ноги», потому что руководство научилось экономить металл и энергоресурсы, а также вкладывать средства в подготовку молодых кадров и социальную политику. На тот момент средняя зарплата на предприятии составляла 18,5 тысяч рублей, а средний возраст сотрудников – 39 лет.

В 2010 году Барыкин впервые баллотируется на выборы в думу Нижнего Новгорода V созыва по одномандатному округу №12 (Канавинский район) как самовыдвиженец, но не избирается в нее. Он получил 37,07% голосов избирателей, его ближайший конкурент из «Единой России» Алексей Гойхман — 37,47%. При этом Барыкин потратил на предвыборную кампанию 2,8 миллионов рублей.

Затем он подал заявку на участие в праймериз «Единой России» по выдвижению кандидатов в депутаты Законодательного собрания Нижегородской области. Кроме того, он обратился в Канавинский районный суд с иском об отмене результатов выборов в гордуму по одномандатному округу №12 и повторном пересчете голосов. Но суд отказал в удовлетворении иска.

В 2013 году в интервью информационному порталу INNOV Барыкин сообщил, что завод выпускает около 9 тысяч тонн в год продукции в массовом измерении. Это в 7 раз меньше, чем в советский период. Он добавил, что предприятие является низкорентабельным. «Во-первых, наше предприятие весьма энергоемкое, так как в основе используемых технологий – контактная сварка. Во-вторых, наше производство очень материалоемкое: доля стоимости металла в себестоимости продукции около 50 %. Третья проблема — невысокая производительность труда из-за устаревшего парка оборудования», — пояснил Барыкин. На тот момент, с его слов, средняя зарплата составляла уже 22 тысячи рублей.

В 2013 году обанкротился Горьковский металлургический завод (ГМЗ), расположенный по соседству с «Красным якорем». Собственником железнодорожной ветки, по которой завод поставлял продукцию, стало ООО «Горьковская железнодорожная логистическая компания» (ГЖЛК). Компания в одностороннем порядке расторгла договор с заводом на подачу и уборку вагонов и контейнеров на промплощадку предприятия. Новый собственник планировал демонтировать участок железнодорожной ветки и построить там торгово-логистический комплекс. «Красный якорь» обратился в УФАС. Завод не имел с ОАО «РЖД» иного прямого сообщения по железнодорожным путям.

Собственником железнодорожных путей являлось ООО «СТН-Строй», подконтрольное супруге тогдашнего мэра Нижнего Новгорода Олега Сорокина Эладе Нагорной. Несмотря на то, что УФАС возбудил дело по признакам нарушения закона о защите конкуренции, ж/д-ветку все равно демонтировали.

В феврале 2014 года арбитражный суд Нижегородской области признал недействительным предписание УФАС к «СТН-Строй» и «Горьковской железнодорожной логистической компании» (ГЖЛК) о восстановлении железнодорожной ветки около завода «Красный якорь». Областной арбитраж объяснил, что федеральный закон «О защите конкуренции» не распространяется на гражданско-правовые отношения между продавцом (СТН-Строй», «ГЖЛК») и покупателем («Красный Якорь»).

Тогда «СТН-Строй» предложило заводу заключить предварительный договор аренды железнодорожных путей, которые компания могла бы построить, но руководство «Красного якоря» отказало компании. В мае 2014 года «СТН-Строй» получил разрешение от администрации Нижнего Новгорода, которую возглавлял Олег Кондрашов, на подготовку проекта межевания земельного участка около «Красного якоря» (в границах Московское шоссе, Комсомольское шоссе, улицы Николая Пахомова, шоссе Жиркомбината).

В начале следующего года «Красный якорь» снова обратился в УФАС. На этот раз предприятие требовало обратить внимание на результаты конкурса по поставке цепей для стеклопластиковых тральщиков проекта 12700, которые строятся на Средне-Невском судостроительном заводе. Стоимость контракта составляла 80 миллионов рублей. На аукционе выиграла петербургская компания «Петроцепь», которая, со слов руководства «Красного якоря», является не производителем, а посредником.

В мае 2015 года арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказал «Красному якорю» в удовлетворении иска. Решение было обосновано тем, что сроки поставки у нижегородского поставщика были дольше, нежели у санкт-петербургского.

В этом же году Барыкин вновь баллотируется в думу Нижнего Новгорода, но уже по одномандатному округу №14. На этот же округ подал документы некий Дмитрий Зотавич Барыкин [отчество Барыкина — Зотович, — прим. NewsNN]. Несмотря на это, гендиректор «Красного якоря» победил на выборах, набрав 66,11% голосов избирателей. Он израсходовал на предвыборную кампанию 1,72 миллиона рублей. В октябре 2016 года Барыкин возглавил думскую комиссию по экономике. Ранее ее председателем был Александр Бочкарева, получивший мандат депутата Заксобрания региона.

В начале 2016 года гордума утвердила Барыкина в состав совета директоров ОАО «Нижегородский водоканал». Председателем совета директоров стал Сорокин. В начале 2017 года их переизбрали. «Нижегородский водоканал» стал объектом критики со стороны жителей города и властей после акционирования. Предприятие ежегодно открывает кредитные линии на крупные инфраструктурные проекты. Однако, как выяснил NewsNN, «Нижегородский водоканал» отстает от нормативов министерства строительства и ЖКХ по капитальному ремонту городских сетей. Ежегодный план капремонта должен составлять не менее 5% от общей протяженности инфраструктуры. Организация выполняет норматив лишь на 1-2%.

В мае 2016 года в интервью «Деловому кварталу» Барыкин рассказал, что 2014 год был сложным для «Красного якоря», так как рынок цепей для угледобывающей промышленности и для судостроения, которые составляют почти 70% продукции предприятия, переживали стагнацию. В этот же период банки отказались перекредитовывать завод. Кроме того, завод за отгрузку продукции не получал прибыли, так как боялся потерять клиентов, у которых на тот момент не было денег. В апреле 2015 года завод перешел на импортозамещение.

«Падение рубля спасает производственников, помогает вести бизнес и даже развиваться. Низкий курс рубля поднимет производства», — говорил Барыкин. Он добавил, что завод не получает господдержку ни по одной из программ. «Чтобы принять участие в программах, необходимо подготовить огромное количество документации, а у нас на это нет ни времени, ни ресурсов. К тому же далеко не все условия нас устраивают», — объяснил ситуацию Барыкин.

Предприятие занимает 17 га собственной земли, в то время как аналогичные европейские заводы – 4-5 га. В декабре 2014 года инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области одобрил заявку ОАО «Красный якорь» на строительство десятиэтажного трехсекционного дома на Московском шоссе для сотрудников предприятия. Объем инвестиций в проект должен был составить 250 миллионов рублей.

NewsNN направил запрос в министерство строительства Нижегородской области. В пресс-службе госоргана сообщили, что не владеют информацией о том, на какой стадии находится строительство дома и ведется ли оно вообще. Минстрой подтвердил, что участок выделен и сейчас принадлежит городу. NewsNN обратился с запросом в горадминистрацию. На момент публикации материала ответ не поступил.

В 2016 году «Красный якорь» выступил заказчиком проекта планировки и межевания территории в границах улиц Актюбинская, Московское шоссе, Комсомольское шоссе и Фибролитовая в Канавинском районе. Проект одобрили в начале 2016 года на заседании градостроительного совета Нижегородской области. Площадь участка – 27,36 га. Большую часть указанной территории занимает «Красный якорь». Проектировщики предлагают с целью оптимизации производства завода изменить его границу и построить на освободившейся территории четыре 18-этажных жилых дома с детсадом на 60 мест. Также на проектируемой территории планируется возведение административно-делового центра и храма.

"