Posted 16 февраля 2018,, 07:06

Published 16 февраля 2018,, 07:06

Modified 3 ноября 2022,, 17:56

Updated 3 ноября 2022,, 17:56

В Нижнем Новгороде муниципальные предприятия множат убытки

16 февраля 2018, 07:06
Большая часть муниципальных предприятий (МП) Нижнего Новгорода работает в убыток. Меры по контролю их финансовой деятельности обсуждаются с весны 2017 года, однако четкой стратегии власти города не имеют. По мнению депутата гордумы Евгения Лазарева, необходимо реорганизовать МП в муниципальные казенные учреждения.

В Нижнем Новгороде функционируют 18 муниципальных предприятий. В мае 2017 года была разработана концепция их развития. Она требовала от руководства предприятий повысить экономическую эффективность, обеспечить удовлетворение социальных потребностей нижегородцев, повысить качество социально значимых услуг. Еще одна цель программы — снижение нагрузки на бюджет города благодаря безубыточной работе МП, а следовательно, уменьшения дотаций для них.

Однако эта концепция носит только рекомендательный характер. «В связи с чем, она была доведена до руководителей отраслевых (функциональных) структурных подразделений и территориальных органов администрации города, руководителей муниципальных предприятий для рассмотрения предложений», — сообщили NewsNN в департаменте экономического развития. Принять конкретные решения в отношении убыточных предприятий на основании концепции планируется только после проработки предложений.

Согласно постановлению администрации Нижнего Новгорода от 14 декабря 2005 года, бюджет города должен получать часть прибыли муниципальных предприятий от использования городского имущества. Размер прибыли, подлежащей перечислению в городской бюджет, составляет 50% от прибыли, оставшейся в распоряжении МП после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Горадминистрация предлагала объединить некоторые МП, а другим поставить планы по увеличению доходности. Например, «НижегородгражданНИИпроект» объединить в МКУ «Городской центр градостроительства и архитектуры» и присоединить занимающийся кадастровыми работами МП «Центр обеспечения градостроительной деятельности». А КРУНу предложить по итогам 2017 года обеспечить получение чистой прибыли на уровне 2015 года и часть ее перечислить в бюджет.

Соответствующий вопрос планировалось поднять осенью 2017 года на одном из заседаний гордумы. Но дальше предложений дело не пошло. В ноябре 2017 года глава департамента экономического развития, предпринимательства и закупок Ирина Егорова сообщила, что по состоянию на I полугодие прошлого года 8 из 18 МУПов — убыточны. Речь идет о муниципальных предприятиях, работающих в сферах дорожного хозяйства, транспорта и связи.

Так, долговые обязательства нижегородских МП в I полугодии 2017 года увеличились на 26% в сравнении с тем же периодом 2016 года и составили 3,3 миллиарда рублей. 98,2% долга приходится на кредиты. Наибольший вес в общем объеме кредиторской задолженности имели муниципальные предприятия, осуществляющие пассажирские перевозки (от 20% до 29% в общем объеме задолженности), МП «Городская управляющая компания» (7%). Доля просроченной кредиторской задолженности составляет 61%.

В структуре просроченной дебиторской задолженности наибольший удельный вес имели МП «Городская Управляющая Компания» (41,4% от общего объема), МП «Нижегородэлектротранс» (21,3%), МП ИРГ «НижегородгражданНИИпроект» (15,5%). Ряд предприятий имеют высокую вероятность наступления банкротства, сообщила Егорова. Это МП «Нижегородпассажиравтотранс» (НПАТ), МП «Инженерные сети», МП РЭД «Автозаводского района», МП «Нижегородские бани» и МП «Дорожник».

Депутаты, заслушав доклад Егоровой, «приняли его к сведению». На заседание думы этот вопрос не выносился и никаких дальнейших действий не последовало. Председатель постоянной комиссии по экономике, промышленности и предпринимательству Дмитрий Барыкин 13 ноября заверил, что администрация Нижнего Новгорода «предпринимает все усилия по оздоровлению деятельности МП».

В конце января 2018 года областная прокуратура обнаружила нарушения в работе руководителя МП «Нижегородпассажиравтотранс» (НПАТ) Дмитрия Цыганкова. В течение двух лет он находился в статусе и.о. гендиректора предприятия, являясь первым замруководителя. Прокуратура заинтересовалась, почему горадминистрация не повлияла на назначение в НПАТ генерального директора.

Помимо работы в муниципальном предприятий, Цыганков является «уставником» и акционером нескольких коммерческих фирм, что является нарушением закона. Прокуратура довела это до сведения мэра Нижнего Новгорода Владимира Панова, однако с поста и.о. гендиректора НПАТ Цыганкова так и не сняли. Прокуратура направила соответствующую информацию новому мэру Нижнего Новгорода Владимиру Панову.

Депутат думы Нижнего Новгорода Евгений Лазарев в беседе с NewsNN заявил, что основные убытки генерируют транспортные муниципальные предприятия. «Никто этим хозяйством у нас не занимается. Всем транспортным хозяйством по факту управляет глава транспортной комиссии думы Алексей Гойхман. Что само по себе странно. Все вопросы адресуются не главе департамента транспорта, а главе транспортной комиссии. Насколько мне известно, ни в одном городе такого нет», — сказал он.

По мнению Лазарева, это говорит о том, что руководит транспортными предприятиями города «не профессионал, а человек, который является депутатом». «Об этом везде пишут, не стесняются, хотя это противозаконно. Все пишут, что на заседаниях совета директоров частной компании «Русская тройка» присутствует глава думской комиссии. И никто это не опровергает. Если мы не видим опровержений от Гойхмана, то молчание – знак согласия. Мне кажется, корень бед в этом», — сказал он. «Русская тройка» — транспортная компания, замешанная в скандале с продажей льготных проездных билетов в Нижнем Новгороде.

Лазарев считает, что если Гойхман возглавляет транспортный комплекс, то он, как депутат, не несет за это ответственности. В случае возникновения убытков, привлечь его к ответственности достаточно сложно, говорит он. «У нас получается, что фактическое не соответствует формальному. Он как депутат должен контролировать деятельность администрации, а он фактически руководит. Поэтому функции контроля утрачены», — отметил Лазарев. По мнению депутата, продолжение работы Цыганкова на должности и.о. гендиректора НПАТ «тоже свидетельствует о том, что желания навести порядок нет».

В ноябре 2017 года стало известно, что 24 автобуса-«гармошки» ЛиАЗ-6213, офрмленные горадминистрацией для нужд НПАТ по договору лизинга вышли из строя. Каждый автобус обошелся в 20 миллионов рублей. «Группа ГАЗ» после диагностики сломанного транспорта заявила, что причина износа — использование некачественного топлива. В декабре 2015 года из-за долгов МП «Нижегородэлектротранс» в городе неделю не ходили трамваи и троллейбусы. Тогда предприятие не перечислило поставщику электроэнергии порядка 40 миллионов рублей за 2 месяца.

По мнению Лазарева, часть муниципальных предприятий «занимается не своим делом». «Муниципалитет их создал, но обязанность их создания у муниципалитета отсутствует. Это просто хотелки. Например, у нас есть «Объединенная дирекция по жилищному строительству». Но муниципалитет не должен строить жилье. В настоящее время оно преобразовано из МУПа в ОАО. Муниципалитет должен заниматься расселением, он должен работать с рынком, а строить самостоятельно – это утопия. Эффективно муниципалитет строить не будет, всегда будет воровство», — сказал депутат. То же самое, по словам Лазарева, происходит с МП «Муниципальные бани».

Выход депутат видит в реорганизации МП в муниципальные казенные учреждения. В этом случае они будут на смете, на бюджете — тогда контроля и порядка было бы больше, считает Лазарев.

«У меня такое ощущение, что сбросили на эти 18 предприятий какой-то финансовый план и сказали – плавайте, как хотите. Контрольно-счетная палата приглядывает абы как. Башинова [бывший руководитель КСП, - прим. NewsNN] проверила, написала кучу нарушений, в итоге – ничего. У нас все говорят, что хоть муниципальное предприятие плодит убытки, но пусть оно будет», — заключил Лазарев.

"