Posted 27 сентября, 11:13
Published 27 сентября, 11:13
Modified 27 сентября, 11:15
Updated 27 сентября, 11:15
Екатерине Беловой 34 года. Три года назад она впервые стала мамой. Путь к рождению сына оказался очень долгим и трудным. Он начался, когда нижегородке было 23. После того, как забеременеть не получилось, Екатерина узнала о непроходимости маточных труб. Позже — о том, что и у мужа есть проблемы со здоровьем. Поэтому спустя несколько лет было решено прибегнуть к процедуре ЭКО.
«Сомнений не было, я хотела иметь ребенка любой ценой. Но сначала было отрицание ситуации в целом и страх, что я вообще никогда не стану мамой», — рассказывает собеседница NewsNN.
Нижегородка тщательно подошла к изучению процедуры экстракорпорального оплодотворения и выбору клиники. Помогло наличие медицинского образования. В очереди пришлось стоять около двух месяцев. Само ЭКО пара делала по ОМС, а криоперенос — на коммерческой основе.
«К процедуре приступили в феврале 2020 года. Сразу перенести эмбрион возможности не было из-за гиперстимуляции яичников на фоне гормональной терапии — назовем это частым осложнением. Было принято решение делать криоперенос в следующем цикле. Но в конце марта началась пандемия коронавируса — все клиники закрылись на неопределенный срок. Это сильно расстроило, так как отсрочило нашу встречу с ребенком», — вспоминает Екатерина.
Девушка забеременела с первой попытки, она плакала от счастья и не верила, что впервые в жизни увидела долгожданные две полоски на тесте. Однако на пятой неделе случился выкидыш — возможно, из-за хромосомной аномалии эмбриона. Спустя два месяца врачи перенесли сразу два эмбриона, и это, к счастью, закончилось рождением ребенка.
«Беременность протекала идеально. До девятого месяца работала, занималась ремонтом, ездила за рулем, прекрасно себя чувствовала и выглядела так же. Необычным было только то, что мое тело менялось. Первый скрининг — вообще просто космос, от слез счастья не видно было экрана, но уже сразу малыш показал, что он парень. Единственное, с чем столкнулась, — это укорочение шейки матки в 26 недель, поставили пессарий, и до 37 недели ходила с ним», — добавила собеседница NewsNN.
Роды у Екатерины протекали стремительно, что является редкостью для первородящих: с момента отхождения вод до полного раскрытия прошло всего шесть часов. Из-за того, что малыш был крупным для телосложения девушки, пришлось делать кесарево сечение.
«Через несколько часов я уже обнималась с сыном в палате совместного пребывания. Не успев вернуться из реанимации, побежала к медсестре требовать принести мне ребенка. Да, побежала, хотя многие минимум сутки не встают», — поделилась девушка.
Ни у Екатерины, ни у ребенка никаких проблем со здоровьем после ЭКО не было. Сын развивается по возрасту, хорошо заговорил уже в два года, сейчас — наизусть знает многие сказки Чуковского, ходит в детсад, воспитатели которого отмечают прекрасную память и логику ребенка.
«Никаких отличий между детьми, зачатыми естественными путем и с помощью ЭКО, не существует. Основную роль играет то, как протекают беременность и роды, а метод зачатия не важен. Главное — результат, а это долгожданный, прекрасный, красивый, умный и самый любимый на свете ребенок», — заключила нижегородка.
Россиянкам рассказали, на каких сроках беременности опасно летать на самолете.
Так же, как и Екатерина, ежегодно с помощью ЭКО становятся мамами сотни нижегородок. Однако часть из них вынуждена платить за это немаленькие суммы. Например, в одной из частных клиник стандартная процедура стоит 111 тысяч рублей (сюда не входят лекарства, анализы и ИКСИ). За криоконсервацию одного эмбриона придется доплатить 13 тысяч рублей, за генетические тестирования — от 10 до 90 тысяч рублей. Если потребуется донор — плюс еще 240 тысяч рублей.
К счастью, нижегородкам доступно ЭКО по ОМС. Как рассказали NewsNN в региональном минздраве, в 2024 году было выделено 1732 квоты на проведение экстракорпорального оплодотворения в рамках программы обязательного медицинского страхования. Сколькими нижегородки воспользовались, и сколько средств было направлено на эти цели — там не уточнили.
На данный момент в Нижегородской области в рамках программы ОМС процедуру ЭКО проводят в девяти медицинских организациях частной формы собственности. Очередь там, по информации минздрава, отсутствует.
Для получения направления на ЭКО необходимо обратиться в женскую консультацию по месту прикрепления или в Нижегородский областной центр охраны здоровья семьи и репродукции. В этих учреждениях акушеры-гинекологи проводят пациенткам обследования, чтобы выявить бесплодие. В случае отсутствия ограничений и противопоказаний для проведения ЭКО и переноса криоконсервированных эмбрионов лечащий врач выдает направление для проведения процедуры по ОМС.
Далее пациентка должна предоставить документы в медицинскую организацию, в которой «тарифным соглашением в сфере обязательного медицинского страхования утверждены объемы медицинской помощи с применением ЭКО за счет средств ОМС».
К ограничениям и противопоказаниям относятся:
Важно понимать, что для программы ЭКО по ОМС есть свои условия: уровень антимюллерова гормона (АМГ) должен быть как минимум 1,2 нг/мл, а количество антральных фолликулов — не менее пяти суммарно в обоих яичниках.
Ограничений для женщины на количество процедур ЭКО нет. Но между попытками зачастую проходит два-три цикла. Это зависит еще и от того, проводится ли гормональная стимуляция.
Как распознать и предотвратить внематочную беременность? Отвечают врачи.
Согласно данным российской Ассоциации репродукции человека, осложнения после пункции фолликулов составляют 0,1%, а при гиперстимуляции после приема препаратов для созревания клеток — 0,2%.
По словам нижегородского репродуктолога Дарьи Елисеевой, ЭКО — это процедура, которая подразумевает оперативное вмешательство, в результате чего могут возникнуть осложнения. Но если этим занимается профессионал, то шансы на негативный исход минимальны. Например, вероятность возникновения заболеваний или осложнений из-за курения составляет около 30%, а после оперативного вмешательства при трансвагинальной пункции — меньше 1%.
«Часто говорят о взаимосвязи ЭКО и онкологических заболеваний. Однако здесь важно понимать, что женское бесплодие в большинстве случаев связано с наличием у пациентки заболеваний репродуктивной системы, в том числе тех, которые могут повышать риск развития онкозаболеваний и без ЭКО. Например, есть заболевания, которые зависят от уровня гормонов. И чтобы этого избежать, перед ЭКО женщина проходит обследования. По возможности выявленные болезни лечат или же проводят ЭКО в естественном цикле, то есть, без стимуляции», — объяснила в беседе с NewsNN репродуктолог и акушер-гинеколог Екатерина Смелова.
Врачи сходятся во мнении, что ребенок, рожденный после ЭКО, ничем не отличается от того, что был зачат естественным путем. Процесс зачатия проходит одинаково — с той лишь разницей, что при ЭКО половые клетки мужчины и женщины встречаются в лабораторных условиях, и первые пять суток оплодотворенная клетка проводит в специальном инкубаторе, среда которого имитирует полость матки. Затем эмбрион переносят женщине, где он закрепляется и развивается в обычную беременность. При ЭКО не происходит редактирования генов, отметила Смелова.
«Здоровье детей, рожденных после ЭКО, ничем не отличается от здоровья детей, рожденных в результате беременности, которая наступила естественным путем. Но мифов очень много. Один — что эти дети бесплодны, другой — что у них выше процент генетических патологий или расстройств аутистического спектра. Но проведенные в мире исследования ни первое, ни второе, ни третье не подтвердили», — подытожила Елисеева.
Ранее сообщалось, что первый за 10 лет случай краснухи выявлен в Нижегородской области. Она особенно опасна для беременных женщин.