Станки можно считать основой экономики любого государства, но в России долгое время закупали производственные мощности на Западе. По словам вице-президента Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрия Курочкина, это привело к катастрофическим последствиям для страны.
«То, на какую глубину мы провалились за последние 30 лет в станкостроительной отрасли, конечно же, говорит о том, что нам нужно наверстывать упущенное семимильными шагами», — заявил эксперт.
Курс на импортозамещение взят, и это уже отражается на объемах продукции — в прошлом году в России изготовили почти 48 тысяч станков. В результате на рынке было реализовано оборудование стоимостью 67 млрд рублей. Это в полтора раза больше, чем в 2022 году. И в три раза больше, чем семь лет назад.
В Нижегородской области промышленность процветает, а значит, должно быть выгодно открывать такие предприятия. И в советские годы было именно так. Горький считался столицей станкостроения Поволжья. Более того, еще в первой советской пятилетке здесь был построен знаменитый «Завод фрезерных станков». Предприятие к 1932 году имело мощность, превосходящую в два раза всю станкостроительную промышленность дореволюционной России.
Но в 90-х многие заводы в отрасли закрылись. По данным источника NewsNN в Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей (НАПП), до сих пор в регионе производителей станков минимальное количество. Хотя губернатор Глеб Никитин на встрече с предпринимателями рапортовал, что продукции данного типа стало в 1,5 раз больше по итогам 2023 года.
По данным регионального минпрома, в Нижегородской области работают 16 предприятий станкоинструментальной отрасли. Нижегородцы освоили производство ручного инструмента, твердосплавного для станков и оборудования, систем числового программного управления (ЧПУ) и деревообрабатывающих станков.
Также на крупных заводах открываются линии по производству отдельного оборудования. К примеру, «Дробмаш» собирает газостаты, на «Велам-Рус» создают роботизированные комплексы для станкостроения и т. п.
Нижегородские предприниматели в основном покупают станки в Китае. И мало осведомлены о достижениях региона.
«Мы сейчас будем делать электронику, и закупали станки. Заказывали в Китае. У нас нет ничего в этой сфере в регионе — не то чтобы выбора, даже предложений не видел. Только поставщики», — признался директор «ЕС-сервис» Илья Соколов.
«У нас есть и российское, и китайское оборудование. Но у первого свои проблемы, у второго — свои. Хотелось бы, чтобы российские станки были более качественными, а китайцы продумали как-то адаптацию программного обеспечения под другие страны. Нижегородского оборудования не заказывали, и даже не знаю, можно ли это сделать», — рассказал директор завода «КОТ» Кирилл Мурзин.
Производитель станков из Нижегородской области — компания Novotech — считает, что государство уже делает все возможное для поддержания отрасли на плаву. Предприятие в 2023 году пользовалось льготами на закупку оборудования, что существенно помогло развитию бизнеса и увеличило число клиентов.
«Было и так достаточно заказов, а теперь их количество постоянно растет. Конкурируем с другими российскими заводами и Китаем», — отметили в компании.
Однако новые компании на рынке появляются редко. И в ТПП рассказывают, что инвесторы регулярно жалуются им на нехватку средств для новых проектов. Дефицит кадров и недооснащенность предприятий тоже мешают развивать станкостроение.
«Требуется радикальное переоснащение парка. Очень серьезно стоят проблемы кадров, причем на всех уровнях. Высококвалифицированных специалистов и наставников, которые могли бы обучить новые поколения. Хотя мы понимаем, что невозможно пробежать за два-три года то, что должно развиваться в течение десятилетий. Сегодня вопрос ставится именно так», — описывает ситуацию Курочкин.
Представители отрасли в России тоже полагают, что без помощи новичкам не обойтись.
«По нашим ощущениям, чтобы стать полноценным станкостроителем, нужно вклад сделать от трех млрд рублей и выше», — отмечает генеральный директор и владелец «СтанкоМашСтрой» Олег Кочетков.
Когда-то он ремонтировал советские токарные станки, но затем решил привозить оборудование из Азии. И с 2006 года открыл собственное производство в Пензе.
В правительстве России знают о проблемах бизнеса и пытаются решать их на разном уровне. На региональном, например, есть субсидия для предприятий, компенсирующие часть затрат по приобретенному оборудованию.
На ПМЭФ в этом году заключено соглашение о строительстве в Нижнем Новгороде завода по производству термопластавтоматов. В проект инвесторы вложат 210 млн рублей.
«В Нижегородской области есть сильная научная производственная база, позволяющая развернуть серийный выпуск собственного оборудования и комплектующих», — подчеркнул губернатор в апреле 2024 года на встрече с предпринимателями.
На уровне страны основные задачи в этой сфере были сформулированы в Стратегии. Но в июле глава правительства распорядился расширить ее до национального проекта. Паспорт документа сформируют к 1 сентября. После чего из бюджета государства на поддержку отрасли в ближайшие шесть лет планируют направить около 300 млрд рублей. Ориентир — 70 современных станкостроительных производств — новых и модернизированных старых. На них будут создавать более 500 новых видов станков.
Кроме того, существуют льготные гарантии ВЭБ.РФ. Разыгрываются гранты Фонда содействия инновациям для МСП. Они позволяют предприятиям получить на проект до 30 млн рублей. Поощрительные выплаты производителям станкоинструментальной продукции выдаются и по постановлению правительства. Некоторым заводам субсидируют части ставок по кредитам в коммерческих банках.
Чиновники активно сотрудничают с ТПП и другими деловыми объединениями по этой теме.
«Мы стараемся объединять усилия органов власти, профильных министерств и ведомств, делового сообщества, потому что это комплексная работа. Несмотря на то, что многие предприятия заявляют об отсутствии аналогов по конкретным позициям, наши эксперты показывают, что такие аналоги есть. И мы добиваемся, чтобы при реализации проектов использовалась именно наше отечественное оборудование, наши станки», — отмечает Курочкин.