Регулярно жители Нижнего Новгорода читают в Сети, что автобусы не приезжают к ним вовремя из-за дефицита кадров.
«Нерешенной проблемой остается неполный выпуск подвижного состава на маршруты, что в свою очередь приводит к увеличенным интервалам движения, однако это не связано с вводом новой маршрутной сети. Основной причиной недостаточного выпуска подвижного состава на маршруты является неукомплектованность водительскими кадрами», — так писали, например, представители ГКУ НО «ЦРТС» корреспонденту NewsNN в мае 2024 года.
Но на самом деле о проблеме в Нижнем Новгороде говорят еще с 2021 года. Уже тогда управление по труду и занятости Нижегородской области сообщало, что в транспортных предприятиях свободны порядка 700 вакансий. К августу 2022 года «Нижегородпассажиравтотрансу» («НПАТ») якобы недоставало 553 водителей.
Приступая к реформе маршрутной сети в 2022 году, чиновники обещали нижегородцам, что найдут способы восполнить кадровый резерв. Например, откроют специальную гостиницу, в которой поселят иногородних водителей. В переговорах с «НПАТ» такие сотрудники неоднократно подчеркивали, что нуждаются в служебном жилье. Кроме того, в планах — заключение брутто-контрактов, которые позволят поднять зарплаты.
Спустя два года ситуация, как ни странно, не улучшилась. В данный момент «НПАТу» не хватает 637 работников. Формально переход на брутто-контракты не состоялся, хотя средняя зарплата водителей выросла до 87 тысяч рублей. А в объявлениях муниципальное предприятие указывает, что на вождении автобусов можно заработать до 135 тысяч рублей в месяц. Два года назад речь шла о сумме не более 60 тысяч рублей.
Что касается общежития, то здание бывшей гостиницы, расположенной у аэропорта в Автозаводском районе, передано в «НПАТ» для реконструкции и размещения порядка 300 водителей. К маю 2024 года там уже выполнялся капитальный ремонт. Но пока жить в общежитии нельзя, иногородним водителям предложили бесплатно поселиться в профилактории «Зеленый город». Всех желающих бесплатно доставляют до места работы.
Также «НПАТ» предложил в 2024 году нижегородцам пройти обучение по программам переподготовки с категорий вождения В и C на категорию D. В том числе, за счет предприятия, с выплатой стипендии в размере МРОТ с последующим трудоустройством. Сейчас таким образом обучают две группы водителей. В разработке находится проект стимулирующих выплат новым сотрудникам после окончания испытательного срока («подъемные выплаты»).
На первый взгляд, условия труда в «НПАТ» выглядят привлекательно, и дело не только в размере зарплаты. Водителям обещают:
Но в реальности, как выяснил корреспондент NewsNN, имеются серьезные подводные камни.
Профессиональный водитель из Нижнего Новгорода Карим Ю. рассказал, что в отделе кадров приветствуют тех, кто владеет категории D. Но устроиться «одним днем» не выйдет. Желательно, прежде чем туда идти, самому сделать разрешение на ГБО. Также новых водителей направляют в особое авторизованное медицинское учреждение на медосмотр. Многих, даже с навыками, отправляют на стажировку. В среднем, она длится 15 дней.
«Плюс много штрафов — проезд пустой остановки, когда никто не выходит, встал на остановку на определенном расстоянии от бордюра и т. п. Если автобус сломался и ехать не на чем — поездка от дома до работы не оплачивается», — поделился опытом собеседник.
Эксперт добавил, что во время работы в «НПАТ» его смутило, что практически невозможно взять выходной, когда нужно. И не совсем понятна система «классности», влияющая на зарплату. Сейчас он работает на частных маршрутах, где «все проще».
Другой его коллега — работник «Мещеряков и Ко» Сергей С. отметил, что заработать даже на частном маршруте 100 тысяч рублей в месяц можно лишь ценой более чем 12-часового рабочего дня.
«Что касается „НПАТ“, то там похуже. Зарплата 135 тысяч, говорите? Я в такие сказки не верю! Да еще, чтобы без задержек», — отметил водитель.
Сами работники муниципального предприятия не нашли времени пообщаться с корреспондентом NewsNN, тоже сославшись на переработки.
«Извините, мне с вами разговаривать некогда. Я в 22:00 домой прихожу, а в 03:00 уже встаю» — написала, например, Светлана В.
Только водитель автобуса А-22 Варужан М. признался, что дело вовсе не в условиях труда. А дефицит кадров в профессии, по всей видимости, из-за того, что «никто не хочет иметь дело с людьми».
«Народ, чтобы ты не сделал, все равно будет недоволен. Постоянно жалуются, и сразу куда повыше, даже если пустяк! А потом удивляются, что автобус не приходит. Вот никто и не хочет работать», — заявил нижегородец.
По мнению экспертов, ситуация далека от нормы, и властям необходимо принять серьезные меры. В том числе, признать действующий вариант реформы несовершенным.
«Это сложная работа, и работают на ней только люди, готовые к повышенной ответственности. В Нижнем Новгороде, впрочем, их немного, потому что есть достаточно альтернатив — мест, на которых ты получишь такую же заработную плату, а трудиться будешь меньше и в лучших условиях. Даже если НПАТ, конечно, выплачивает озвученные в СМИ суммы. Многие профессиональные водители на СВО ушли, в конце концов. И там за свои навыки получают в полтора раза больше. Все это усугубляет отсутствие реально новой транспортной схемы в Нижнем Новгороде, с пересмотренными маршрутами трамваев и автобусов», — считает автоэксперт Сергей Кузин.
«Чтобы увеличить количество водителей, необходимо, во-первых, повысить оплату труда, а во-вторых, улучшить престиж профессии водителя общественного транспорта. Также стоит обратить внимание на условия труда. Например, автобусы в Нижнем Новгороде, как я заметил, работают без кондиционеров, что создает дискомфорт в период сильной жары. Однако это не единственная причина проблем с транспортной системой. Существуют также вопросы к маршрутной сети, уличной дорожной инфраструктуре и эффективности организации дорожного движения в городе. Нужно подходить к этим вопросам комплексно, вносить стратегические корректировки», — так прокомментировал нижегородские проблемы с кадрами директор по развитию в компании STEP, эксперт по развитию транспортных систем Алексей Смирнов.
Председатель комитета ЗСНО по транспорту Владимир Солдатенков отметил, что ситуация должна улучшиться «при переходе на брутто-контракты». Но от дальнейших комментариев по теме отказался. Напомним, что соглашения позволят всю выручку от оплаты проезда направлять в бюджет города. И уже оттуда платить нижегородским перевозчикам за работу в полном объеме.
По словам экс-председателя комиссии по транспорту думы Нижнего Новгорода Алексея Гойхмана, ранее в городе «воспитывали» такие кадры за счет особых программ обучения. Но это позволяло решить проблему только частично.
«Проблема на самом деле давняя, была она и до 2017 года. И не только с водителями. Но и кондукторами, диспетчерами, слесарями! Мы работали с этим. В частности, открывали специальные курсы на предприятии и обучали молодых людей после армии там бесплатно», — рассказал Гойхман корреспонденту NewsNN.
Бывший чиновник убежден, что поиск кадров в этой сфере неизбежно будет сложным, так как водитель автобуса — профессия, требующая больших социальных навыков. И подойдет она не всем.
В ЦРТС утверждают, что нехватка водителей — проблема не только в «НПАТе», но у других перевозчиков Нижегородской области. Актуальна она и для других субъектов РФ. На рынке труда в 2024 году отсутствует достаточное количество квалифицированных кадров.