Posted 18 июня, 13:00

Published 18 июня, 13:00

Modified 18 июня, 13:25

Updated 18 июня, 13:25

Электросамокаты — зло или средство передвижения?

Электросамокаты в Нижнем Новгороде — зло или средство передвижения?

18 июня 2024, 13:00
Фото: newsnn.ru
Электросамокаты — зло или средство передвижения?

65 человек пострадали в Нижегородской области из-за электросамокатов

Уже не первый год среди нижегородцев идут споры по поводу электросамокатов. Кто-то считает это довольно удобным средством передвижения, а кто-то — настоящей проблемой для города. NewsNN разобрался в этом вопросе.

Запреты есть, но не помогают

В Нижнем Новгороде сервисы по прокату электросамокатов начали набирать популярность еще в 2021 году. Данный вид относится к средствам индивидуальной мобильности (СИМ).

Несмотря на то, что для электросамокатов существует перечень правил эксплуатации, нередко нижегородцы ими пренебрегают. В основном это касается трех пунктов:

  • Запрет использования СИМ несовершеннолетними;
  • Запрет использования СИМ одновременно двумя и более лицами;
  • Запрет использования СИМ в состоянии алкогольного опьянения.

Очень часто первые два связаны между собой и создают опасность для пешеходов. В основном как раз подростки ездят на одном самокате по двое, а иногда и по трое. Компании-прокатчики пытаются бороться с подобными случаями, к примеру, блокируя профили несовершеннолетних. Однако создаются новые, и ситуации повторяются.

Также зачастую люди не воспринимают электросамокат как полноценное средство передвижения и могут позволить себе управлять им в состоянии алкогольного опьянения. Хоть за подобные случаи и предусмотрены штрафы в районе 1500 рублей, данный факт отследить практически невозможно.

«Плюют на все правила»

Практически каждый день пользователи Сети обращаются к губернатору Нижегородской области Глебу Никитину. В основном люди жалуются на подростков, которые пренебрегают скоростным режимом и правилами СИМ.

«Решите, пожалуйста, проблему с самокатами. Очевидно недостаточно, что ПДД где-то прописаны для всех, в том числе и для самокатчиков. Было бы хорошо, если бы это контролировалось и соблюдалось», — пишет нижегородка.
«Дети 12-14 лет ездят, да еще и по двое. В прогулочной зоне на площади Горького гонки устраивают!» — жалуется другая жительница.
«По Нижнему страшно ходить, подростки на электросамокатах плюют на все правила и запреты!» — выразила свое мнение еще одна нижегородка.

Зоны запрета и ограничений

На данный момент в Нижнем Новгороде введен полный запрет передвижения на СИМ на данных объектах:

  • Нижегородский кремль;
  • Парк «Швейцария»;
  • Парк имени 1 Мая;
  • Парк культуры и отдыха им. Пушкина.

Также на улице Большая Покровская от площади Минина и Пожарского до пересечения с Малой Ямской и Театральной площади введено скоростное ограничение — 10 км/час. Помимо этого, в каждом районе города есть определенные участки, где на электросамокате получится разогнаться лишь до 15 км/час. Например, на Автозаводе под ограничения попадают восемь скверов, Парк Славы, площадь Киселева, часть улиц Дружаева и Дьяконова, территория, прилегающая к Храму благоверного князя Георгия Всеволодовича и пр.

Мнение властей

В начале июня данную проблему обсудили в региональном Заксобрании — там состоялось заседание экспертного совета при комитете по транспорту и дорожному хозяйству. Собравшиеся обратили особое внимание на пренебрежение водителями электросамокатов ПДД. Также был рассмотрен вопрос борьбы с фейковыми аккаунтами, которые не позволяют оперативно определить личность водителя и дают «зеленый свет» для управления несовершеннолетним.

В ходе обсуждения было высказано мнение, что на электросамокаты нужно установить номера, а также имеет место работа над снижением тарифов. Последние могут провоцировать превышение скорости в целях экономии. В Закосбрании подчеркнули, что будут обращать внимание на опыт других городов по данному вопросу.

Статистика

По информации Госавтоинспекции Нижегородской области, в 2023 году регион вошел в топ-5 по показателям аварийности, связанной с электросамокатами. Как правило, пик ДТП приходится на период с апреля по сентябрь. В 2024 году зафиксировано более двух десятков подобных инцидентов, а среди пострадавших числится 65 человек.

Если говорить в целом о ДТП с участием СИМ, то по данным за 2022 год, зафиксировано 32 случая. Пострадали 33 человека, из них — шесть несовершеннолетних.
В 2023 году — 154 ДТП с 162 ранеными, 10 из которых — дети. В 2024 году — 82 случая, причем количество травмированных на данный момент составляет уже 85 человек.

Портрет самокатчика с травмой

Несоблюдение правил дорожного движения и скоростного режима приводит к травмам среди водителей электросамокатов. О том, к каким проблемам со здоровьем приводит небезопасная езда, NewsNN поговорил с главным редактором «Стационар пресс» Алексеем Никоновым.

«Типичный портрет самокатчика с травмой — это молодые люди 30-40 лет, мужчины и женщины. Как правило, на самокатах они перемещались без защитной экипировки», — рассказал Никонов.

По словам собеседника NewsNN, чаще всего при падении с самоката на скорости у человека травмируется верхний плечевой пояс и руки: происходит отрыв бугорка плечевой кости, перелом ключицы, вывих или разрыв акромиально-ключичной связки.

«При падении вперед защитным инстинктом мы выставляем вперед ладонь — это приводит к перелому лучевой кости в зоне лучезапястного сустава. Печально может закончиться и падение на колени. Можно сильно повредить переднюю крестообразную связку или получить перелом коленной чашечки», — говорит эксперт.

Никонов добавил, что случаются и травмы головного мозга — от сотрясений до ушибов, вплоть до гибели человека.

«Перелом выбьет из привычного уклада жизни примерно на шесть недель, а потом курс реабилитации и лечебной физкультуры для разработки суставов. Такие травмы чреваты развитием артроза даже в молодом возрасте, особенно когда повреждается хрящ. Риск остается даже после быстрой и корректной медицинской помощи», — заключил собеседник NewsNN.

«Тяжело вспоминать»

Бывают и случаи, когда безответственные водители электросамокатов наносят увечья прохожим. NewsNN пообщался с нижегородкой по имени Светлана, которую в мае 2023 года сбили двое подростков.

«Я шла по улице Коминтерна со своим пятилетним ребенком в вечернее время. Сзади услышала, что едет группа подростков. Я не успела обернуться, как в нас въехали двое, которые неслись на одном самокате», — рассказывает женщина.

По словам Светланы, ребенка чудом не задели. Весь удар от столкновения она приняла на себя.

«Очень тяжело вспоминать: ребенок в истерике, слава богу, прохожие помогли нам. Самое чудовищное, что в голове вообще не укладывается, — они даже не остановились. Пока была вся эта суматоха, их след уже простыл», — делится нижегородка.

Впоследствии у Светланы диагностировали сотрясение мозга и перелом лучевой кости левого запястья. Она обращалась в полицию с заявлением, однако этим все и закончилось.

«Мне сразу сказали, что их вряд ли найдут. Никто не умер, ребенок не пострадал, подростки скрылись. Ну, а рука заживет. Да и место такое было, где и камер нет. Самое главное, что с сыном все в порядке, не представляю, чем это могло бы закончиться при иных обстоятельствах. Большие вопросы к родителям мальчиков, которые наехали на нас. Надо же как-то отвечать за свои поступки. А вообще очень страшно — они носятся как угорелые. Иногда кажется, что специально так опасно гоняют», — отметила Светлана.

«200 тысяч за перелом»

NewsNN также поговорил с юристами и узнал, как можно ли привлечь к ответственности водителя электросамоката, если он нанес человеку травмы при столкновении. По словам руководителя юридической фирмы «КОДЕСТ» Юлии Кочаровской, в ППД закреплено понятие «Средства индивидуальной мобильности». Однако электросамокат не подпадает под определение такого средства в силу своих технических особенностей.

«Самокат представляет собой спортивное оборудование на колесах, имеющее рулевую колонку, которое перемещается мышечной силой пользователя. Следовательно, лицо, использующее для передвижения самокат, приравнивается к пешеходу. И, соответственно, к нему применяются правила для пешеходов. Таким образом, при случившемся наезде пешехода на электросамокате на пешехода, передвигающегося иным образом, для виновного лица наступает административная ответственность, а также гражданская и в некоторых случаях уголовная ответственность», — говорит специалист.

По мнению юриста, данные сложности в определении правового статуса СИМ приводят к неоднородной практике привлечения к ответственности:

«Для взыскания морального и вреда здоровью необходимо установить владельца самоката или лица, управлявшего им. Необходимо зафиксировать вред здоровью в травмпункте, больнице или путем вызова скорой помощи. Далее нужно оценить в финансовом плане вопрос восстановления потерпевшего и обратиться за компенсацией ущерба к виновнику. Если последний не удовлетворит требования во внесудебном порядке, то обращаться с иском в суд. На место ДТП с электросамокатом желательно вызвать полицию».

Судебный юрист Анастасия Дессерт в разговоре с NewsNN пояснила, что водитель самоката, наехавший на пешехода, может быть привлечен к административной ответственности по ст. 12.24 Кодекса об административных правонарушениях РФ:

«Данная статья предусматривает ответственность в зависимости от тяжести причиненного вреда здоровью в виде штрафа — от 2500 рублей до 25 000 рублей. В случае причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти — виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности».

По мнению специалиста, если в результате падения человек получил перелом, то размер компенсации составит около 200 000 рублей, стоимость лечения (в среднем от 20 000 до 70 000 рублей) и размер утраченного заработка (от 30 000 до 300 000 рублей в среднем).

«Пострадавшим также по возможности следует самостоятельно произвести фото- и видеосъемку места происшествия, при наличии свидетелей попросить их контактные данные», — рассказывает юрист.

Но что делать и на кого падает ответственность, если электросамокатом управлял подросток? Как рассказал NewsNN юрист Александр Бударагин, ущерб, причиненный несовершеннолетними при отсутствии у них самостоятельного заработка, подлежит возмещению родителями.

В процессе следствия эксперты изучают характеристики самоката и сравнивают с теми, что указаны в законодательстве под определением «мопед». Если по описанию аппарат под него подходит, то нарушитель понесет наказание как водитель мопеда. Что касается, ответственности компании-прокатчика, то она также существует, но есть ряд нюансов.

«Организацию можно привлечь к ответственности в суде как соответчика, если
будет доказано, что она передала в управление транспортное средство, заранее
неисправное. Тут суммы будут гораздо выше, так же как и штраф для организации», — заключил Бударагин.