13 марта Минэнерго объявило, что цены на АЗС в регионах остаются стабильными и риск повышения розничной стоимости бензина отсутствует.
Тем не менее, с 11 по 17 марта цены на бирже изменились. Так например стоимость одной тонны АИ-92 выросла на 8%, АИ-95 подорожал на 7%, а дизель на все 10%.
В Минэнерго подчеркнули, что готовы к росту спроса на топливо. На НПЗ и нефтебазах содержатся 2 миллиона тонн автомобильного бензина и 3,5 миллиона тонн дизеля. Такие запасы удалось сделать благодаря запрету экспорта бензина.
Замминистра энергетики РФ Павел Сорокин заверил россиян, что, благодаря запасам, дефицита топлива ждать не стоит.
Заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов считает, что на внутреннем рынке не может быть дефицита топлива, и как следствие сильного повышения цен на него. Все потому, что страна имеет хороший уровень производства.
Фролов рассказал, что часть атакованных НПЗ вовсе не производили моторное топливо. При этом, после взрывов они не прекратили работу, а на некоторое время остановили производство, чтобы оценить ущерб. Это говорит о том, что значительных повреждений большинство российских НПЗ не получили. При актуальных уровнях производства, топлива должно хватить всем.
На стоимость бензина могут повлиять панические настроения оптовых закупщиков, которые начинают приобретать больше ресурсов после сообщений об атаках на НПЗ.
На розничные цены влияют оптовые цены, которые диктуются биржевыми котировками. Тем не менее, если биржевые котировки будут превышать розничные цены, к примеру на 10 рублей, то нефтяные компании будут сдерживать рост розничной стоимости. Такое уже было в 2023 году.
Фролов отмечает, что среди атакованных заводов нижегородскому НПЗ крайне не повезло. Беспилотники нанесли серьезный ущерб переработке двух уровней: установке первичной переработки и установке каталитического крекинга.
При этом эксперт заявил, что если все поврежденные заводы полностью приостановят производство, то рынок товарных автобензинов потеряет лишь 1%, а рынок дизельного топлива — 1,5%.
Нужно понимать, что Россия поставляет на внутренний рынок 90% бензина. Страна производит дизельное топливо в 2 раза больше потребностей населения. Соответственно потеря 1% бензина и 1,5% дизеля — несущественна.