Новым триггером для роста цен на такси, скорее всего, после своего принятия станет законопроект, который даст право региональным властям самим устанавливать обязательные требования по уровню локализации используемых в качестве такси автомобилей. Как известно, депутаты Госдумы уже приняли его в прошлом месяце в первом чтении. Под его действие подпадут все легковушки, кроме бизнес-класса — авто стоимостью свыше 4 млн рублей.
Последствия принятия этого законопроекта сегодня активно обсуждаются автоэкспертами и самим таксистами в профильных пабликах. Участники этих групп в соцсетях оценивают его негативно. Напомним, что инициаторы проекта закона и поддержавшие его депутаты, в том числе спикер Госдумы Вячеслав Володин, объясняют его появление необходимостью поддержки отечественного автопрома. Кроме того, по их словам, нововведения призваны минимизировать риски повышения зависимости сети такси от импортных поставок в условиях санкций.
Как отмечают автоэксперты, новый закон подрывает рыночные механизмы работы такси в России, что в результате непременно скажется на кошельке потребителя. Как рассказал в беседе с NewsNN вице-президент Национального Автомобильного Союза Ян Хайцеэр, во всем мире работа служб такси строится на приобретении недорогих, но при этом достаточно комфортных для пассажиров и, главное, долговечных автомобилей. В частности поэтому, по его словам, во многих городах мира в такси можно увидеть такие авто, как Skoda Rapid или Oktavia, которые в этих странах не производятся.
— У нас же будет обратная история. Автомобиль станет выбираться по основному критерию — его производства в России. Второй критерий — цена, а вот, получается, что безопасность и прочее не важны. То есть подумали о глобальной экономике, положительным сальдо для тех, кто производит автомобили, в первую очередь –«АвтоВАЗ», но не подумали о таксистах и пассажирах. И вот это для меня прискорбно, я бы это не поддержал.
При этом, по словам эксперта, никто не видел краш-теста самого ходового продукта волжского автозавода — LADA Granta, за счет которого, очевидно, и предполагается в значительной степени пополнить гаражи таксопарков.
— Есть у меня предположение, что при определенных условиях краш-тест не будет пройден. И уж если долбануть, простите, эту машину на скорости 60 км/ч о бетонную стену, вряд ли там что-нибудь останется от автомобиля и пассажиров, находящихся внутри. Комфорт — это уже вторая история. Пассажир не будет выигрывать с точки зрения безопасности, но агрегатору все равно, потому что у него постоянный процент.
Как отмечалось выше, авторы проекта рассчитывают, что локализация такси уменьшит их зависимость от поставок из-за рубежа и выработает иммунитет к разного рода ограничениям и санкциям. По этому поводу высказался и президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов. Он утверждает, что проект закона не запрещает иномарки, а дает право регионам самим принимать решения с требованиями локализации.
И, тем не менее, автомобильные эксперты сходятся во мнении, что возможный главный идейный вдохновитель данного законопроекта — именно волжский автозавод.
Эксперт в области автомобильного транспорта, телеведущий программы «Минтранс» на РенТВ Вячеслав Субботин в беседе с NewsNN сравнил «АвтоВАЗ» с утопающим, который хватается за соломинку:
— Откуда идет такая инициатива — это уже понятно. «АвтоВАЗ» хоть и пытается нарастить производство, но не покупают его машины, и все тут. Китайский автопром пусть даже и плохенький, давно на голову выше, чем то, что выпускает «АвтоВАЗ». По ездовым качествам, по уровню комфорта, по насыщенности электроникой китайцы на два-три шага впереди.
Второй интересант в принятии Госдумой такого законопроекта, по мнению автоэксперта, — это мэрия столицы РФ, организовавшая выпуск на мощностях бывших АЗЛК и «Рено Россия» китайских автомобили JAK. После локализации производства они получили название «Москвич».
— «Москвич» сделали. Если он дороже, чем аналог JAC, на 15-20%, ну кто его будет покупать, люди же не дураки. Куда его девать? Ну конечно, в каршеринг и такси. Таким образом принуждают подневольных людей, лицензией которых распоряжаются, покупать такие автомобили. И ни к чему хорошему это не приведет. Да, на первых порах это будет действовать на отрасль. А в более долгой перспективе это приведет к росту стоимости услуг такси. Они будут постоянно ломаться, эти автомобили. Я имею в виду «Москвичи» и «Лады». Ну и люди будут вынуждены искать какие-то другие пути, чтобы все равно оставить те автомобили, на которых они сейчас ездят. А это повышенный ремонт в финансовом плане, — отметил Вячеслав Субботин.
В итоге все это — кредиты на новые локализованные автомобили, расходы на исправление их частных поломок, дорогостоящий ремонт тех иномарок, что останутся в строю, — отразится на цене для клиента такси.