Posted 20 февраля, 13:40

Published 20 февраля, 13:40

Modified 20 февраля, 13:44

Updated 20 февраля, 13:44

Автомобиль снова стал предметом роскоши

Автомобиль снова стал предметом роскоши

20 февраля 2024, 13:40
Фото: Из современных новых авто на отечественном рынке представлены в основном китайские. / Изображение Midjourney
Без доступных кредитов на российском рынке не стоит ожидать заметного роста продаж машин. Не спасут ситуацию даже поставки легковушек из Ирана и Индии в силу проблем с их безопасностью.

Мировые автобренды, покидая Россию после начала СВО, стали причиной «голода» на новые машины разных классов. «Параллельный импорт» европейских, корейских и японских автомобилей был призван спасти ситуацию, но, по оценкам экспертов, сейчас уже очевидно, что этого не произошло. При этом Китай наращивает поставки своих автомобилей, вслед за ним на наш рынок могут устремиться Индия и Иран.

Судя по тем данным, которые представляет «Автостат», за 2023 год мы видим очевидный рост продаж новых автомобилей. Он составляет от 20% в сегменте легких коммерческих автомобилей до 69% — легковых. Всего за прошлый год было продано 1 млн 309 тыс. новых машин, это сумма продаж по всем направлениям — грузовые, легковые, автобусы. Если брать отдельно легковые автомобили, то их было продано 1 млн 59 тыс. единиц. Причем значительная их часть была реализована в декабре — почти 120 тыс. авто. Рост есть, но он все еще невелик в сравнении в 2019 годом (до пандемии), когда было продано 1,8 млн машин.

Нет автокредитов — нет продаж

Многих беспокоит и рост цен на новые автомобили, в прошлом году он составил 23%. Что ждать в 2024-м?

«Сейчас цены не растут. Они будут расти, когда производители или импортеры почувствуют, что курс доллара, заложенный, изменился и рубль ослабел. Тогда они будут поднимать цены. Сегодня существует профицит. Видите ли, в чем дело, очень серьезным образом рынок тормозит отсутствие дополнительных кредитов, и даже если будет льготное кредитование, все граждане России не подпадут под эту категорию, для того чтобы машины реализовывались. А нет кредитов — нет продаж.
То же самое происходит с лизингом. Сейчас представительства, дилеры, производители бьются за кошельки наших соотечественников. В свою очередь те говорят, что мы рады бы покупать, но на миллион или на полмиллиона же не будет машина дешевле. Поэтому мы получаем сегодня машину как предмет роскоши. Будем реалистами, надо копить, больше работать, пытаться заработать, чтобы себя порадовать автомобилем, как это не грустно», — отмечает в беседе с NewsNN вице-президент Национального Автомобильного Союза Ян Хайцеэр.

В прошлом году Центробанк повышал ставку несколько раз, максимальный рост к концу года составил 16%. Отмена льготных программ по автокредитованию, которая произошла в конце прошлого года, очевидно, отразится на покупательской способности в 2024 году. Очевидно, что без относительно недорогих кредитов рассчитывать на поступательный рост авторынка не приходится.

«Автокредиты являются серьезным фактором в стимулировании объема продаж автомобилей. С учетом того, что они серьезным образом подорожали, ставка практически заградительная для того, чтобы брать эти самые кредиты. Без них совсем плохо, и я думаю, что определенным категориям граждан будут выданы льготные кредиты, государство это как-то продумает, для того чтобы таким способом продавать автомобили, производимые у нас. В первую очередь это скажется на продажах продукции „АвтоВАЗа“ как наиболее доступной. Поэтому, если кредитов не будет, то это будет худо», — полагает эксперт.

Дешевых авто станет больше — безопасных меньше

Возможно, чтобы исправить ситуацию, и расширяется список экспортеров новых автомобилей. Сообщается, что к экспорту готовы Индия, Иран, Уганда. Бюджетный сегмент может быть заполнен автомобилями из этих стран, и тогда, возможно, не потребуются новые программы кредитования.

«Что касается автомобилей, которые производятся в Иране, Индии. Индийские машины дешевые, небезопасные, стоимость будет нивелирована таможенной пошлиной, утилизационным сбором и т. д. Иранские автомобили чуть получше, но это архаичные системы из 1990-х годов, всякие разновидности Peugeot, не лучшие по сборке, на самом деле дефицитные, в том числе в Иране, потому что у них нет других автомобилей. Мы уже проходили историю с иранскими машинами, популярностью они не пользовались. Может быть, в этих условиях кто-то решит попробовать, но чудо не произойдет и хорошей машиной она от этого не станет. Только дешевизна может привлечь наших людей. Из дешевых у нас только LADA Granta — наша, отечественная, родная. Тоже не самая безопасная, но родная, отечественной сборки», — отмечает Ян Хайцеэр.

Возвращения KIA ждать не стоит

Китай сегодня — крупнейший мировой экспортер автомобилей, в прошлом году он потеснил Японию и занял первое место. За первые три месяца прошлого года экспорт из КНР в другие страны составил 1 млн легковых автомобилей. Растут поставки из Китая и в Россию, открываются новые дилерские центры.

Все это, естественно, не устраивает конкурентов, и, например, не первый месяц муссируются слухи, что корейская KIA может возобновить производство в России под новым брендом. Однако эксперт в такой поворот событий не верит.

«Я думаю, это будут какие-то машинокомплекты, поставляемые из Китая, — не надо себя тешить надеждами и рассказами журналистов о том, что какая-то машина куда-то там приедет под брендом. Даже само упоминание о России, к большому сожалению, подчеркиваю я, может привести ко вторичным санкциям. Понятно, что любой производитель был бы рад зарабатывать в любом виде, но еще больше они боятся потери гораздо более крупных рынков Европы и Америки, учитывая возможность появления именно вторичных санкций. Таким образом, наши предприниматели, скорее всего, нашли какие-то ходы, они будут привозить какие-то машинокомплекты, у кого-то покупаемые, для того чтобы как-то производить. Но о возвращении КIA под другим брендом я бы не заявлял. Я бы к этому относился очень осторожно, потому что я реалист, я понимаю риски КIA», — говорит Ян Хайцеэр.

Сегодня основные игроки на российском рынке это LADA, Chery и Haval. Причем LADA намного опережает конкурентов по количеству проданных автомобилей. Так, за 2023 год LADA реализовала 324,4 тыс. единиц, Chery 119 тыс., Haval 111,7 тыс. автомобилей. Самой популярной и продаваемой моделью второй год подряд остается LADA Granta.

Более того, приходит информация от «АвтоВАЗа» о совершенствовании машины и начале производства новой версии — с мультимедийной системой Lada EnjoY Pro, которая дублирует часть приложений со смартфонов и поддерживает популярные онлайн-сервисы «Музыка», «Заправки», «Навигатор» и т. д. Но у автоэкспертов по-прежнему большие претензии к надежности и безопасности этого автомобиля.

Как отметил Ян Хайцеэр: «Меня больше порадовали бы результаты краш-тестов LADA Granta и чтобы она получила 5 звезд. Черт с ним, с монитором».
"