Posted 15 декабря 2023, 09:30
Published 15 декабря 2023, 09:30
Modified 15 декабря 2023, 09:32
Updated 15 декабря 2023, 09:32
Сейчас Сормово — один из индустриальных центров Нижнего Новгорода. Но за четыреста с лишним лет история его накопила множество ярких событий. Сормово началось с деревни. Изначально она носила имя Марьино — в честь двух разбойниц Марьи и Дарьи, орудовавших на дорогах у Волги.
Однако в летописи Сормово впервые упоминается под названием «Сорома». Владельцем деревни был некий Терентий Шуманев, которого в народе прозвали Соромой. Он был бортником. А в документы попал из-за суда с соседом: они не могли поделить местную речку Хальзовку. К 1794 году в Сормове насчитывалось 94 двора. Жили в них более 600 человек.
Мощным толчком к развитию Сормовского района стало строительство судостроительного завода в 1849 году. Возведение предприятия сменило статус деревни. Она стала густонаселенным поселком, в который стекались люди.
Постепенно поселок застроили каменными и деревянными домами. К 1922 году поселок стал Сормовским уездом, а с июля 1922 года — отдельным городом. К 1928 году он вошел в состав Нижнего Новгорода и приобрел статус одного из районов. На данный момент там проживает более 160 тысяч человек.
Почти 100 лет назад, в 1926 году, закрылись два нижегородских фуникулера — Кремлевский и Похвалинский. История их берет начало с банального неудобства: груженым лошадям трудно было подниматься на холмы. Толчком к их постройке также стало проведение в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленной и художественной выставки.
Кремлевский фуникулер, который сейчас восстанавливают, имел продолжительность 133 метра. Спуск с него занимал примерно полторы минуты. Работал он без электричества — на силе водяной тяги. Нижняя его станция находилась в районе площади Народного Единства, верхняя — в кремле. Проведен фуникулер был через подземный тоннель.
Во времена Русского царства Стрелка была центром Стрелицкого стана Нижегородского уезда. Так что название ее произошло совсем не из-за того, что она расположена на слиянии Оки и Волги.
Более 100 лет назад Стрелка стала местом разгрузки и погрузки кораблей и различных торговых судов, прибывавших в Нижний Новгород. В 19 веке грузовой оборот водных путей превышал 70 миллионов пудов. А в 1880 году на Стрелке был возведен Александро-Невский собор, ранее носивший название «Новоярмарочный». Строили его на плоту, чтобы потопы, постоянно случавшиеся в этом месте, не уничтожили святыню.
Во время проведения Всероссийской выставки в 1896 году на Стрелке возвели гостиные дворы, выставочные павильоны, запустили трамвай. В советский период Стрелка также не утратила своего технического значения и оставалась местом погрузки и разгрузки судов. В 1932 году на площади был построен большой грузовой порт, который после Великой Отечественной войны стал наращивать оборот и стал одним из крупнейших в истории СССР.
Сейчас Черный Пруд — небольшая площадь с зеленым сквером на пересечении улиц Ошарской и Пискунова в Нижнем Новгороде. Только название места напоминает горожанам о былых временах.
Черный пруд появился еще до 1621 года. Не верится, но тогда местные называли его Поганым, потому что на его территории была «водосборка» поверхностных стоков. Длиной пруд был 125 сажен, шириной — 65.
Спустя два столетия, в 1831 году, нижегородский купец Медовиков решил привести в порядок эту территорию. На свои средства он вычистил пруд и развел вокруг него садик, где ежегодно 1 мая устраивал праздник. В середине появился плавучий храм, освещаемый китайскими фонариками. В саду росли лимонные и померанцевые деревья, играла музыка. Летом там работала лодочная станция, а зимой на пруду устраивался каток.
Новая территория притягивала людей. Вскоре на ней появился вещевой рынок. Чистотой и порядком он не славился. Сейчас на его месте стоит ТЦ «Лобачевский Plaza».
После революции парк у водоема начал активно увядать. Все чаще туда начали приходить маргиналы и пьянчуги. Мало того — там стали собираться в поисках клиентов дамы легкого поведения. Черный пруд пришел в полный упадок и в мае 1926 года его засыпали.
Только недавно это место снова стало местом притяжения горожан и гостей Нижнего Новгорода. Там «вычистили» киоски, в которых торговали спиртным и сигаретами. На Черном пруду появились работающий фонтан и зона отдыха.
Нижегородская ярмарка берет свое начало во времена Александра I. Именно он выделил из казны средства — 6 млн ассигнаций — на возведение важного экономического объекта. Возведение возглавил председатель столичного Комитета строений генерал-лейтенант Августин Бетанкур.
Уже 15 февраля 1817 года началось масштабное строительство. 15 июля 1822 года в каменном Гостином дворе и пристроенных у него деревянных временных помещениях была открыта торговля.
Нижегородская ярмарка занимала площадь почти в восемь квадратных километров на левом низком берегу Оки. Гостиный двор состоял из отдельных корпусов с 2530 лавками. Вокруг ансамбля был создан подковообразный обводной канал 100-метровой ширины, спасавший ярмарку от подтоплений.
Расцвет ярмарки произошел во второй половине 19 века. Она приобрела международное признание. Посещали ее европейцы, армяне, персы, бухарцы, хивинцы, ташкентцы. Ежегодно на нее съезжалось до 200 тысяч человек.
В 1860-х годах нижегородский купец Шмит установил на территории ярмарки 650 фонарей. В 1885 году на ней появилось электричество. В 1870 году заработали водопровод и фонтаны. В 1896 году рядом открылась Всероссийская выставка, к которой было приурочено появление в Нижнем Новгороде трамвайного сообщения. Ее финансировал император Николай II.