Posted 7 сентября 2023, 09:56
Published 7 сентября 2023, 09:56
Modified 7 сентября 2023, 09:58
Updated 7 сентября 2023, 09:58
За последние несколько лет Нижегородская область далеко шагнула в вопросе развития речного транспорта. Появились перевозки на «Соталии», «Валдае», «Метеоре», «Экоходе». К примеру на «Валдае» можно добраться до Городца, Павлова, Балахны, Кстова, Бора, Васильсурска. «Соталия» и «Экоход» совершают прогулки по Оке и Волге, а «Метеор» готовится к навигации. Не исключено, что его пустят до Ярославля. Но пока все перечисленные суда эксплуатируются больше в туристических целях.
Регулярное пассажирское водное сообщение в Нижнем Новгороде тоже было — например, суда ходили между микрорайоном Юг и историческим центром. Но просуществовал такой маршрут недолго. По воспоминаниям опрошенных NewsNN экспертов, теплоходы курсировали и до Мочального острова. Также когда-то существовала линия «Логопром. Борский перевоз», на которой действовал единый билет, включающий подвоз на автобусе.
Сейчас же, по мнению собеседников NewsNN, были бы актуальны пассажирские речные перевозки из центра Нижнего Новгорода до Автозавода или Сормова, а также из Автозавода до Щербинок, из Бурнаковки до Речного вокзала, из Молитовки до Дворца спорта на Гагарина. Кроме того, нужны межмуниципальные направления — например, до Павлова, Богородска, Сокольского и Васильсурска.
Но насколько это реально?
Чтобы организовать регулярные пассажирские перевозки по воде потребуется инфраструктура. Например, небольшие причалы, мобильные понтоны и залы ожидания на берегу. Также нужны дебаркадеры и подъездные пути к ним, автобусное сообщение до ближайших остановок общественного транспорта. Кроме того, может потребоваться берегоукрепление.
Главный архитектор Нижегородской области Сергей Попов считает, что подготовить инфраструктуру при необходимости можно. Но будет ли это целесообразно — другой вопрос, ведь водные перевозки носят сезонный характер.
При этом эксперты считают, что такой речной маршрут, как Автозавод — центр Нижнего Новгорода, вряд ли сможет конкурировать с метро — не только по стоимости проезда, но и по времени, проведенному в пути, и регулярности перевозок. А запускать речные экспресс-трамвайчики с интервалом в пять-десять минут — нерабочая идея, полагает директор Центра стратегического развития внутренних водных путей, доцент кафедры управления транспортом ВГУВТ Александр Лисин.
Очевидно, что стоимость проезда на речном транспорте будет недешевой. Цены как в наземном транспорте были бы привлекательны для пассажиров, но нерентабельны для перевозчиков.
«Любой транспорт в любом городе является убыточным, если ты хочешь делать привлекательную цену. Если ставить рыночные цены, то транспорт будет дорогим. Водный транспорт тоже не будет рентабельным, если делать социальные цены. А при высокой стоимости будет недоступен для горожан», — говорит генеральный директор туристической компании «ГАМА» Дмитрий Галкин.
Решить вопрос можно было бы за счет субсидирования перевозок, считает доцент кафедры журналистики ННГУ им. Лобачевского, главный редактор портала о водном транспорте Анна Коданина. Например, до середины нулевых «Волжское пароходство» эксплуатировало несколько речных трамвайчиков, которые обеспечивали социально значимые перевозки по Нижегородской области. Частично затраты компенсировались из регионального бюджета.
«Мы не настолько богаты. Сначала нужно проработать наиболее ликвидные маршруты. Потом могли бы привлекать больше граждан на определенный маршрут. Фактически убытки бы частично ликвидировали за счет потока», — констатировал глава комитета регионального Заксобрания по транспорту Владимир Солдатенков.
Регулярное пассажирское сообщение по воде спасло бы нижегородцев от пробок. Но только в том случае, если бы интервал в движении не превышал 15 минут, считает Лисин. В противном случае нижегородцы предпочтут другой вид транспорта.
При этом Коданина отмечает, что время в пути тоже играет значение. Ведь максимальная скорость пассажирского судна составляет 25 км/ч.
«Для прогулки это приемлемо, а вот для регулярных перевозок не очень. Чтобы обеспечить регулярность работы линии, нужно не одно судно, а минимум пять», — говорит она.
В теории можно даже запустить речное такси — аквабусы. Такие, например, курсировали в Санкт-Петербурге. Но Коданина полагает, что идея не особо актуальна для Нижнего Новгорода. Так как в городе две крупные судоходные реки — Ока и Волга, а потому доставить клиента «от двери до двери» вряд ли получится.
Получается, что хоть регулярное водное сообщение частично спасло бы нижегородцев от пробок, но, вероятно, стало бы невыгодным — как для пассажиров, так и для перевозчиков. Удовольствие дорогое и без существенных вливаний из бюджетов разных уровней, в том числе федерального, вряд ли осуществимое. Видимо, время для внедрения пассажирского водного транспорта в Нижнем Новгороде еще не пришло.