— Пять месяцев Нижегородская область находилась без полноценного министра образования и науки. Как вы думаете, имело ли это негативные последствия?
— Обычно, когда у какой-либо организации или структуры нет руководителя, то сотрудники откладывают принятие важных решений. Особенно запуск и реализацию проектов. Потому что руководитель не только что-то решает, он еще и несет ответственность.
Возможно, вопросы были заморожены. Но это не коснулось таких жизненно важных для региональной системы образования направлений работы, как летний отдых, подготовка к 1 сентября. Поэтому никакой катастрофы не произошло. Думаю, скоро мы все наверстаем.
— Расскажите, как проходил отбор на пост главы регионального минобра? Как вы считаете, чем вы были лучше других претендентов?
— Первая часть конкурса была заочной. На этом этапе я предоставил о себе достаточно большое количество информации и записал видео-эссе. Затем мы приехали в Нижний Новгород на очный этап. Это был личный assessment, и соискатели решали кейсы со своей командой. То есть, важно было показать еще и управленческие навыки.
Два больших тура, достаточно насыщенных. С одной стороны, непростые, потому что уровень заданий был высокий. С другой стороны, ни с чем особенно трудным я не столкнулся. Помогала тут, в том числе уверенность. Она возникает, когда у человека формируется уникальный опыт. В моем случае это опыт управления в сфере образования. Во-первых, я являюсь дипломированным учителем физики, люблю педагогику. Во-вторых, развивался как управленец в образовательной среде, руководя самыми разными профильными структурами — от федерального вуза до комитета правительства в Санкт-Петербурге. Все это, пожалуй, отличало меня от многих участников.
— Были ли вы до назначения в Нижегородской области?
— Да, в 2022 году у меня был большой вояж в Нижний Новгород. Сразу несколько командировок, связанных с проектом «Профессионалитет». За время, которое я здесь провел, успел пожить как в гостинице в центре, так и в спальном районе, поездил на маршрутках. Поэтому успел ознакомиться с городом. Но с Глебом Сергеевичем в тот период не общались.
— Какие задачи на новом посту вы планируете решить в первую очередь?
— Мне кажется важным следить за образовательными рейтингами. Делюсь наблюдениями: на мой взгляд, у Нижегородской области потрясающие стартовые позиции и базисные основы с точки зрения культурно-исторического наследия, отличная промышленная база. Научно-технологическое развитие — третье место после Москвы и Санкт-Петербурга.
В то же время остаются еще направления, где наши позиции далеко не топовые. И вот это должно быть решено. Я хотел бы, чтобы область была в топ-5 самых значимых образовательных рейтингов. При этом нужно понимать, что рейтинг — не самоцель, главное — качество образования.
— Сейчас в России остро стоит вопрос перехода на новую систему высшего образования. Что делается в этом направлении в Нижегородской области?
— Грядут изменения на уровне федерации, и мы за ними внимательно следим. Прежде всего, смотрим, как пилотные вузы начали уходить от Болонского процесса и как они перерабатывают образовательные программы. Только когда будут известны результаты, можно будет вместе с вузами понять, как мы можем способствовать внедрению изменений на уровне школьного и среднего профессионального образования.
Но, считаю, что абитуриентам не стоит переживать по поводу возможных перемен. Просто система образования — это важный инструмент для достижения целей государства, общества и экономики. Так было всегда. Главная цель — развитие каждого человека, что напрямую влияет на развитие страны.
— Как вы относитесь к ЕГЭ? Нужно ли отменить или изменить такой формат?
— ЕГЭ как формат я поддерживаю. У него есть много плюсов, но есть и свои нюансы, которые вызывают вопросы как у родителей, так и у самих школьников.
На мой взгляд, ЕГЭ действительно позволяет людям из регионов поступать на лучшие образовательные программы. Теряется конкурентное преимущество, которое получали школьники из профильных классов, больших городов.
Многие жалуются, что будущие выпускники ничего не делают, только пытаются натаскать себя на ЕГЭ, но это поверхностное суждение. ЕГЭ — результат работы ребенка с первого по 11-й класс. Если не тренировать память в начальной школе, не учить стихи в средней, не читать и не анализировать большие тексты, не решать задачи от простых к сложным, то трудно будет готовиться к итоговой аттестации в 11 классе по любому предмету.
ЕГЭ пять лет назад и сейчас — разный экзамен. С каждым годом тестовых заданий становится все меньше, они заменяются заданиями с развернутым ответом. Уверен, что этот процесс продолжится.
— Что нужно, чтобы привлечь в регион больше ученых?
— У нас есть федеральные и региональные программы для привлечения специалистов — это именные стипендии, гранты для молодых ученых. Все это позволяет закрепить человека в науке, дать ему ресурсы. В рамках Нижегородского научно-образовательного центра мирового уровня создано 12 молодежных лабораторий. Строится IT-кампус «Неймарк», который может привлечь ученых, связанных с IT. В Сарове в рамках Национального центра физики и математики уже создана комфортная среда для жизни и старта серьезной исследовательской работы.
Но перед нами также стоит задача связать эффективность экономики региона с научными достижениями. Поэтому сейчас правительство региона обсуждает новые льготы для молодых ученых. Многое здесь уже дала стратегическая сессия, посвященная образованию, которая прошла в рамках обновления стратегии развития области. Часть проектов касалась привлечения молодежи в науку. Мы планируем их доработать и внедрить.
— Требуется ли цифровизация образования в Нижегородской области? Если да, то что для этого планируется сделать?
— Общество, в котором мы живем, невозможно без цифровых технологий. И систему образования не получится закрыть от реального мира. Поэтому она будет цифровизироваться. Но чтобы это происходило правильно, требуется целеполагание — что и зачем мы используем в образовательном процессе?
Есть СанПиН, в котором прописано, что смартфон для образовательного процесса непригоден. Но можно использовать планшеты и ноутбуки. При этом гаджеты должны быть встроены в образовательную методику. На данный момент есть много полезного верифицированного контента, который имеет экспертизу и включен в ГИС «Моя школа». Он был создан для тех школьников, которые хотят узнать больше по интересующей теме.
Цифровизация помогает школам и вузам обеспечить индивидуальный поход. Мы же все разные. Кому-то достаточно прочесть информацию один раз — и он запомнит, кому-то требуется повторить трижды. Благодаря цифровым технологиям последнее стало сделать намного легче. Но никакая «цифра», я считаю, никогда не заменит учителя и образование как таковое.
— В скольких школах все еще существует вторая смена? Почему это плохо?
— В прошлом году в Нижегородской области работали 878 школ, из которых 187 — со второй сменой.
Но есть федеральная программа «Развитие образования» и региональная программа «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Нижегородской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения». Они направлены на ликвидацию второй смены за счет строительства новых школ. В 2023–2024 годах планируется построить 22 школы и корпус Школы 800 «Сормово» — в целом на 21 тысячу мест. Это больше, чем за предыдущие годы: с 2018-го на территории Нижегородской области построено 18 школ на 11 467 мест. За пять лет выполнен капитальный ремонт в 309 школах, в 18 из них — комплексный.
Таким образом, регион активно работает над тем, чтобы ликвидировать вторую смену в школах. Помню, как сам учился в школе, и у меня были уроки по вечерам. Поспать утром подольше приятно, но из-за поздних уроков ты радикально меняешь свой привычный график, не можешь попасть на кружки и секции. Да и родителям неудобно.
— Уроки военной подготовки — вызов времени? Не посеет ли это панику среди школьников?
— У меня в школе была начальная военная подготовка — отдельный кабинет, прекрасный майор, сборка и разборка автомата Калашникова. И никакой паники все это не вызывало. А главное — мы постигли азы дисциплины, узнали, как устроена военная служба.
Вопрос подачи и достаточного технического оснащения школ, правильного сочетания с тем же ОБЖ. Ведь что такое ОБЖ? Это управление рисками. А когда ты можешь управлять ими правильно? Когда знаешь, какие опасности подстерегают. Часть начальной военной подготовки как раз связана с этим, но уже на современном уровне.
— Как вы относитесь к дистанционному обучению?
— Те, кто говорят про дистанционное обучение, иногда занимаются подменой понятий. Нет такой формы образования. Есть дистанционные технологии и электронное обучение. И да, эти педагогические инструменты — не панацея.
Вернемся к вопросу о том, что может цифра. У нас разные способности к восприятию информации, коммуникационные привычки, по-разному работает память. Информационные технологии позволяют нивелировать эти моменты. Но это работает только как дополнительный элемент очного образования. Недостаточно просто прочесть книжку — надо обсудить ее с учителем и классом. Реализовать эти этапы дистанционно и гарантировать, что учащийся будет вовлечен в процесс, сложно. Да и не нужно. Мы живем в реальном мире, и нам свойственно живое общение. Поэтому мы едва ли перейдем сугубо на дистанционное образование.
— Существует ли дефицит мест в школах Нижегородской области? А педагогов?
— Общее образование у нас бесплатное, и каждый ребенок находит свое место в школе. Но вторая смена показывает, что процесс реализуется не так, как должен.
Также не закрыто около 400 учительских вакансий. И после строительства новых школ понадобится еще больше кадров. Для этого в Нижегородской области разработали программу «Земский учитель». Идет разработка еще одной, ее суть будет заключаться в субсидировании аренды жилья для новых специалистов.
Мы активно сотрудничаем с педагогическими вузами, в том числе с Мининским педунивеститетом, привлекая их выпускников. Очень важно, что у нас в регионе создаются и центры развития компетенций для педагогов. Это «Школа 800», точки роста в отдельных учебных заведениях. В будущем к ним присоединится и школа Негина на Бору. Все это привлекает молодых педагогов к профессии, дает им возможность реализовать себя.
— Зарплату учителям планируется повысить?
— Скоро будет внедрена на федеральном уровне единая система оплаты труда. В остальном же мы пока планируем выполнять майские указы президента РФ. Чтобы средняя зарплата была не меньше 45 тысяч рублей.