Posted 28 мая 2023, 07:36
Published 28 мая 2023, 07:36
Modified 28 мая 2023, 07:38
Updated 28 мая 2023, 07:38
Сейчас основными законами, регулирующими работу в сфере пассажирских перевозок, являются ФЗ №69 «О такси», ФЗ №259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и ФЗ №54 «Об онлайн-кассах». В первую очередь изменения коснутся первого документа.
В настоящее время для работы в такси нужна лицензия, которая действует пять лет. Изменения, которые вступят в силу с 1 сентября, по сути сводятся к требованию создать три федеральных реестра — перевозчиков, машин и служб заказа такси. Они обеспечат тотальный контроль за агрегаторами, водителями и их клиентами.
Передать заказ агрегатор сможет только водителю, который внесен в этот реестр. Пока что он существует только в Москве, остальные регионы рискуют не успеть до 1 сентября, что сделает работу такси незаконной. А агрегатор, передавший заказ «нелегалу», может быть заблокирован Роскомнадзором.
Кроме того, у претендента на работу в такси по новым правилам не должно быть непогашенных судимостей и больше трех неоплаченных штрафов. Перед каждым рейсом водители должны будут проходить медицинские и технические осмотры. Также все таксисты будут сдать экзамен на знание города, в котором работают.
При этом в законе нет четкого определения, как должно происходить ценообразование в сфере такси, что грозит бесконтрольным ростом стоимости поездок. Кроме того, водителям разрешат работать по 12 часов в сутки, что может грозить ростом числа ДТП.
Как правило, любое ужесточение законов приводит к росту цен. Скорее всего, это неприятное последствие ожидает и такси. Как сильно вырастут цены, сказать сейчас не может никто, поскольку все ждут осени.
Но из-за введения дополнительных требований к работникам сферы перевозок, вероятно, им придется поднять ценник на свои услуги. Пока что первые острожные прогнозы говорят о повышении на 10-15%.
Создание единого федерального реестра служб заказа такси и водителей означает, что государство установит за ними тотальный контроль. Нелегалы больше не смогут работать с агрегаторами и будут вынуждены довольствоваться клиентами, подобранными на остановках общественного транспорта, обочинах дорог и у вокзалов.
Реестр будет находиться в ведении Минтранса России, а ФСБ получит доступ к базам данных о заказах и будет знать о пассажирах такси почти все — начиная от геолокации, заканчивая суммой платежа за услугу.
Так как половина работников сферы такси в России трудится нелегально, логично предположить, что после вступления в силу поправок в закон «О такси» начнутся увольнения таксистов. Большинство из них потеряет работу, если не сможет соответствовать новым требованиям.
Прекратят выезжать и подработчики, так как это станет экономически невыгодно. За этим последует еще один существенный минус для пассажиров — из-за дефицита водителей увеличится не только цена услуги, но и время ожидания машины.
Новые поправки настолько суровы, что, возможно, не все агрегаторы смогут работать в новых условиях. Так что рынок такси может сократиться, конкуренция уменьшится, что станет еще одним стимулом для роста цен.
Выжить на рынке смогут лишь крупные агрегаторы, которые обладают большим автопарком и достаточным запасом средств для быстрой перестройки. Главное, чтобы они нашли нужно число водителей, иначе не будет никакого смысла в преобразованиях.
NewsNN решил выяснить, как подорожало такси в Нижнем Новгороде с начала 2023 года.
Для сравнения брали одни и те же маршруты. Например, в январе поездка от площади Минина и Пожарского в ЖК «Цветы» оценивалась одним из популярных агрегаторов в 480 рублей, сейчас — 680 рублей.
От «Жар-Птицы» до площади Максима Горького в январе можно было доехать за 366 рублей, сейчас — за 460 рублей. От Театральной площади до гранд-отеля «Ока» в январе агрегатор предлагал довезти за 243 рубля, сейчас — за 406 рублей.
То есть, с начала года цены на такси в Нижнем Новгороде выросли примерно на 30%.
Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает, что только Москва создала необходимый реестр КИС «АРТ», остальные субъекты к 1 сентября сделать это вряд ли успеют. А раз нет реестра, значит, работать таксистам будет запрещено.
В итоге перевозчики рискуют остаться без заказов, потребители — без необходимых услуг, а агрегаторы — без прибыли. Поэтому общественное объединение обратилось к правительству России с просьбой отложить вступление поправок в силу на год — до 1 сентября 2024-го. Но пойдут ли власти на уступки, пока неясно.
Также по новым правилам абсолютно любой гражданин сможет пожаловаться на работу агрегатора, что грозит полной блокировкой деятельности сервисов такси. Такое мнение «Новым Известиям» высказал руководитель московского отделения межрегионального профсоюза работников автотранспорта Тарас Шевченко. По его данным, сейчас в России официально работают порядка 900 тысяч таксистов. Фактическое их число больше в два раза, то есть половина трудится нелегально.
Президент Ассоциации содействия развитию таксомоторной отрасли Михаил Михайлов заявил, что когда поправки в закон «О такси» принимались в первом чтении, они вполне устраивали агрегаторов такси, никаких возмущений депутаты не услышали. А теперь те якобы пытаются заморозить нововведения, потому что «они начнут действовать не в их интересах».