Posted 2 апреля 2023,, 07:31

Published 2 апреля 2023,, 07:31

Modified 29 апреля 2023,, 20:04

Updated 29 апреля 2023,, 20:04

Канавинский мост

Бомбежка, скандалы и три названия: что пережил нижегородский мост за 90 лет

2 апреля 2023, 07:31
Фото: newsnn.ru
Канавинский мост

Канавинский мост в Нижнем Новгороде отмечает 90-летие

Сегодня, 2 апреля, исполняется 90 лет с открытия Канавинского моста для пешеходного и автогужевого движения. Какую роль мост сыграл в жизни Нижнего Новгорода — в материале NewsNN.

Канавинский мост — первое сооружение, соединившее правый и левый берега Оки. Его прародителем был построенный в 1817 году плашкоутный мост — конструкция из барж-плашкоутов, соединенный между собой. Работать понтонная переправа могла только летом, причем по ночам, чтобы пропустить баржи, мост разбирали.

Люди переправлялись либо на лодках, пока не было ледостава, либо тащили повозки по льду, что было опасно. Вдобавок такая конструкция была неудобна по нескольким параметрам. Понтоны приходилось ежегодно ремонтировать и как минимум два изготавливать и менять полностью. Также терпело убытки судоходство, которое дожидалось, пока ночью мост отбуксируют, чтобы проплыть.

Впервые вопрос о строительстве постоянного моста встал лишь в 1879 году. Но дальше разговоров дело не заходило. К концу 19 века по понтонному мосту запустили движение трамваев, а за проезд или пеший проход стали брать плату — по две копейки с человека и по 25 копеек с пустой повозки. Неудобства для жителей, купцов, пароходства подталкивали к строительству капитального моста.

Позднее советское правительство осознало экономическую важность постройки моста. Поэтому в 1919 году Владимир Ленин подписал указ, согласно которому было выделено 500 тысяч рублей на подготовительные работы. Но из-за гражданской войны с переправой пришлось повременить.

В 1929 году были представлены несколько варинтов расположения моста: верховой — в районе действующего Метромоста и низовой — на том месте, где мост расположен сейчас.  Этот вариант имел больше преимуществ: короче длина самого сооружения, удобные пути подвоза материалов и устройства складских помещений.

Закладка моста состоялась лишь в 1930 году, а работы по его возведению подошли к концу в 1933 году. Именно в этот год официально стартовало пешеходное и автогужевое движение. Сначала проезжая часть была деревянной. Несмотря на открытие, Пахомовский мост требовал доработок, поэтому начал функционировать на полную мощность лишь к 1935 году. Кстати, свое первое имя переправа получила в честь председателя исполнительного комитета Горьковского краевого совета, а в последующем народного комиссара водного транспорта СССР Николая Пахомова. Но спустя пять лет мост переименовали в Окский, так как Пахомова признали врагом народа и расстреляли. Его в последующем реабилитировали, но возвращать его имя мосту, вероятно, никто не подумал.

В годы Великой Отечественной переправа стала стратегически важной — по ней пошли железнодорожные составы и паровозы между Казанским (располагался на улице Черниговской) и Московским вокзалами. Мост пытались бомбить с воздуха немцы, сохранить от разрушения его удалось с помощью дымовой завесы и ПВО, спрятанного в башнях кремля.

В 1965 году началось строительство второго моста через Оку — Молитовского, параллельно Окский мост переименовали в привычный многим Канавинский. Спустя три года началась первая серьезная реконструкция объекта. В 1995 году состояние моста признали неудовлетворительным, поэтому стартовала еще одна ремонтная кампания.

К 2008 году состояние моста снова начало вызывать опасения. Власти приняли решение закрыть его и начать капитальный ремонт. Горожане, которым предложили использовать другие мосты, чтобы попасть в заречную часть города, были сильно возмущены. Из-за ограничения движения город встал в пробках, людям приходилось ходить пешком, так как общественный транспорт не справлялся с перевозкой пассажиров через другие переправы. От идеи закрыть мост полностью отказались. В 2010 году после ремонта движение по мосту было восстановлено, он стал шестиполосным и лишился трамвайных путей.

В 2019 не отвергали идею вернуть трамваи на Канавинский мост. Такой проект был в рамках программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Нижнего Новгорода на 2019–2030 годы. Однако два года назад региональный минтранс заявил, что трамвайных путей там не будет. В текущем году дептранс планирует провести обследование и испытания моста.

Добавим, что к 800-летнему юбилею Нижнего Новгорода Канавинский мост обзавелся архитектурной подсветкой. А проект его освещения занял первое место на конкурсе «Российский светодизайн».