Posted 16 марта 2023,, 13:09

Published 16 марта 2023,, 13:09

Modified 16 марта 2023,, 13:59

Updated 16 марта 2023,, 13:59

Нижегородцы пожаловались на штрафы Wildberries

Штрафы вместо зарплат: нижегородцы потеряли деньги из-за Wildberries?

16 марта 2023, 13:09
Фото: NewsNN

Нижегородцы пожаловались на штрафы Wildberries

На этой неделе работники Wildberries в России объявили забастовку. Их не устраивают новые правила работы, согласно которым начисляются штрафы — порой якобы без объективных причин. Один из нижегородских предпринимателей оказался должен маркетплейсу 4,6 млн рублей. Подробнее — в материале NewsNN.

Оштрафовать нельзя оспорить

Алина М. (имя изменено) из Нижнего Новгорода официально трудоустроена в Wildberries менеджером пункта выдачи заказов уже несколько лет. В ее задачи входит приемка посылок со всей страны и выдача их горожанам. По словам девушки, одна рабочая смена в среднем длится не менее 12 часов. Система оплаты труда гибкая, но довольно сложная и зависит от нескольких факторов. В среднем менеджер маркетплейса зарабатывает около 40-50 тысяч рублей в месяц.

«Именно в Wildberries я поняла, что значит работать. Причем не просто работать, а зарабатывать потом и кровью каждую копейку. Разгружаешь товар быстро? Система пишет тебе: вы разгрузили быстро, но максимальная скорость разгрузки выше. Недостаточно высокий рейтинг лояльности клиента? Депремируют. Если работник не справляется, то скоро сумма таких „штрафов“ превышает заработок», — рассказала собеседница NewsNN.

Постепенно компания, предположительно, внедряла все новые и новые правила, за несоблюдение которых работника лишали части зарплаты. Большинство из них, с точки зрения Алины, выглядели попыткой сделать бизнес эффективнее. Поэтому люди, желавшие работать в этой сфере, приспосабливались. Тем более, что часть депремирований можно было оспорить.

Но затем маркетплейс решил бороться с подменой и браком товаров радикальным образом. В 2023 году были введены новые правила возврата. Со слов собеседницы NewsNN, если покупатель возвращает бракованную или подмененную вещь, ее полная стоимость якобы удерживается с людей, отвечающих за перемещение товара — работников склада, упаковщиков, водителей и менеджеров/владельцев ПВЗ.

«Во-первых, мы вынуждены из своего кошелька платить за тех, кто работает недобросовестно. А если не хотим и не примем бракованный товар в ПВЗ — на нас, менеджеров, записывают всю его стоимость. Во-вторых, продавцы и покупатели, по чьей вине тоже могла произойти подмена, выведены из-под санкций. В-третьих, размеры депремирований бывают огромные, а кнопка „оспорить“ есть напротив них не всегда. Все это несправедливо. Люди каждый день получают тысячные штрафы ни за что», — пожаловалась нижегородка.

По данным девушки, владельцы ПВЗ по франшизе, предположительно, находятся еще в больших долгах, чем обычные сотрудники. Ведь у них, помимо взысканий за брак, есть и другие специфические издержки. Например, при наличии задолженности более 10 тысяч рублей Wildberries якобы запрещает доставку товаров в пункт.

«Непонятные удержания с сотрудников за подмены! У меня лично за вчера накопилось минус 37 тысяч рублей. За что только», — отметила в разговоре с NewsNN еще один сотрудник Wildberries Cветлана К.
«Два дня работаю за „спасибо“, проблемы повсюду такие», — признался NewsNN владелец франшизы Сергей Ю.

Бунт, которого нет?

В марте 2023 года сотрудники и партнеры Wildberries заявили о своих претензиях в СМИ. Они также сообщили, что порядка 8000 человек по всей России готовы начать забастовку, если в компании их не услышат. Инициативная группа, в числе которой, по данным NewsNN, были два нижегородца, направилась к офису маркетплейса в Москве. Им удалось передать документ через охрану топ-менеджменту, но в диалоге протестующим отказали.

На следующий день в регионах начали закрываться ПВЗ. По данным Ni Mash, за сутки в Нижегородской области дезактивированы 10 пунктов. Некоторые владельцы франшиз признались, что не закрываются только потому, что опасаются еще больших штрафов.

Причем изначально Wildberries вообще отрицал факт забастовки. Однако уже сегодня, 16 марта, работникам начали отменять «непрозрачные» штрафы. Пресс-служба Wildberries заявила, что улучшила сервис по оспариванию начислений за подмену товаров. Предприятие временно прекратит депремировать сотрудников , пока система контроля не будет доработана.

Отметим, что гострудинспекцией в Нижегородской области приняты меры реагирования в отношении ООО «Вайлдберриз». Назначено проведение профилактических мероприятий, чтобы не допустить нарушения обязательных требований законодательства. Ситуацией на предприятии заинтересовался и федеральный Минтруд.

Ушли в минус на миллионы

Менеджеры и партнеры — не единственные, кто недоволен санкциями маркетплейса. Нижегородский предприниматель Даниил Лебедев рассказал NewsNN, что в феврале задолжал платформе 4,6 млн рублей. Но за что — понять не может. Бизнесмен поставляет POD-системы и комплектующие к ним. Такой товар был представлен на Wildberries, поэтому он хотел стать одним из новых продавцов. Техподдержка компании якобы дала добро, запросила товары для склада, а потом резко изменила правила размещения продукции и, предположительно, оштрафовала продавцов за попытку торговать «запрещенными в РФ курительными смесями».

«У меня нет никотиносодержащей продукции и смесей, которые под запрет бы попадали. Но при попытке оспорить штраф это игнорируют, отвечают шаблонами. И таких как я много — около 200 человек в стране. Общий штраф — 601 млн рублей. Мы все стоим на пороге банкротства, а у кого-то кредиты, ипотеки, задолженности перед поставщиками», — отметил собеседник NewsNN.

Предприниматели направили досудебную претензию к маркетплейсу (имеется в распоряжении NewsNN), но реакции пока не получили. Также они обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой о помощи.

В феврале ТАСС писал, что Wildberries вводит запрет на продажу даже безникотиновых вейпов и курительных смесей на торговой площадке. NewsNN направил запрос в компанию по поводу штрафов Лебедева. На момент публикации ответ не поступил.

"