По законодательству, в случае начала военных действий население должно эвакуироваться или укрыться. На данный момент свежие данные о бомбоубежищах в Нижегородской области не раскрываются — якобы в целях безопасности. Состояние таких объектов тоже неизвестно. При этом в Сети есть некая карта, на которой отмечены точки с объектами гражданской обороны.
В мае 2022 года корреспондент NewsNN уже исследовал часть нижегородских бомбоубежищ. Тогда выяснилось, что некоторые из них находятся в заброшенном состоянии. Спустя пять месяцев NewsNN снова отправился в поисках бункеров — на этот раз удалось посетить восемь объектов, одного из которых не было на карте, он встретился случайно. Отметим, что достоверно неизвестно, относятся ли осмотренные бункеры к средствам гражданской обороны.
Известно, что из восьми осмотренных объектов два находятся на балансе организаций, а одно заброшено с 1990-х годов. Статус других бомбоубежищ неизвестен. NewsNN направил запросы в ГУ МЧС по Нижегородской области и в администрацию Нижнего Новгорода. На момент публикации материала ответ не поступил.
Как удалось выяснить NewsNN, бункеры в Нижнем Новгороде могут располагаться на расстоянии пяти километров друг от друга. При этом все осмотренные объекты гражданской обороны, кроме одного, оказались на замке. Кроме того, состояние большинства бомбоубежищ, на взгляд корреспондента NewsNN, неудовлетворительное.
Хуже всего выглядит «заброшенный бункер НКВД» в Почаинском овраге. В Сети пишут, что объект построили в 1940-х годах и забросили в 1990-м. С тех пор попытки восстановить его, скорее всего, не предпринимались. Вход в убежище похоже на дыру в бетонной стене. Внутри лежат горы мусора и видна незакрытая дверь, уводящая в узкий лаз высотой с человеческий рост.
Неоднозначное впечатление оставил «противоатомный бункер» на Стрелке. По данным «МК Нижний Новгород», этот объект в 2016 году хотели сделать музеем. Но в 2017 году там случился пожар. После было благоустройство: двери закрыли на замок, а оголовки и входы покрасили. Внешне объект выглядит относительно прилично. Но через неплотно закрытые зеленым пластиком окна видно, что внутри помещения не отремонтированы до конца. Крыша одного из входов обвалилась.
Убежище, находящееся рядом с Нижегородской детской областной больницей, поросло мхом, за ржавой дверью виден мусор. Также отходами забит оголовок бомбоубежища на улице Гордеевской. В сарай превращено убежище на улице Интернациональной. Бункер рядом со зданиями, вероятно, принадлежащими «Горьковскому заводу аппаратуры и связи», надежно закрыт, но выглядит, скорее, заброшенным.
Свежеокрашенные оголовки у общежития Нижегородского губернского колледжа внушили надежду. Но напрасно. Заведующая общежитием сообщила NewsNN, что укрытие хоть и не сменило назначение, но в настоящее время нуждается в ремонте.
В хорошем состоянии находится убежище на улице Ванеева. Оно было найдено корреспондентом NewsNN случайно. У здания свежая кирпичная кладка, новые решетки, освещение и добротные металлические двери.
По мнению бывшего руководителя проекта «Безопасный город» в Нижнем Новгороде Сергея К., укрыться в местных убежищах граждане вряд ли смогут. Якобы только около 2% являются действующими. «Только ведомственные и заводские, частные работают. Ну, и метро», — сказал эксперт в беседе с NewsNN.
Собеседник полагает, что всему виной маленькие штрафы за ненадлежащее содержание объектов гражданской обороны, а порой — желание владельцев пустить площади в оборот и зарабатывать на них.
Диггер Дмитрий Учаев за несколько лет посетил десятки убежищ в Нижнем Новгороде. Также он обращался в архив в поисках информации о бункерах. Ему удалось выяснить, что во время Великой Отечественной войны региону из бюджета СССР выделялись немалые средства на создание объектов гражданской обороны. Но в Нижнем Новгороде и области были зафиксированы отставания по их строительству. Попадались даже предписания о ликвидации долгостроев.
Причем бункеры строились не только под ведомствами и военными базами. Часто такую же функцию выполняли подвалы нижегородских сталинок или небольшие окопы в земле на склонах.
К 2022 году, по мнению Учаева, многие сооружения гражданской обороны перепрофилированы или заброшены. «Те самые „поддомники“ в сталинках — либо сарай, либо просто мусор, либо кладовка для собственных нужд. Никаких средств защиты, конечно, уже нет. Убежища на заводах в состоянии 50 на 50: часть просто помойка, часть — склад. Но особенно впечатлило меня одно затопленное убежище, где вода так холодна, что даже летом не тает лед. Бункеры, в которых можно укрыться, есть, наверно, только в кремле», — говорит собеседник NewsNN.