Кто попал под санкции?
После того, как 24 февраля Россия начала на Украине спецоперацию, Евросоюз, США, Канада и Япония утвердили санкционные списки против граждан страны, а также компаний и предприятий.
К настоящему моменту в санкционных списках фигурируют два нижегородских предприятия — судостроительный завод «Красное Сормово» и авиастроительный завод «Сокол». Первое заявило, что не намерено останавливать производство, второе — пока не давало комментариев на этот счет.
Кроме того, многие крупные компании уже сообщили, что отказываются поставлять свою продукцию в Россию. В частности, производство в стране закрыли Volkswagen и Skoda, собиравшие свои автомобили на мощностях «Горьковского автозавода» в Нижнем Новгороде. Из-за этого сотрудники будут отправлены в простой с сохранением 2/3 заработной платы. При этом автомобили «ГАЗ» собираются в штатном режиме.
В то же время, иностранные государства ограничили работу некоторых компаний из непроизводственного сектора экономики. К примеру, под санкции попали несколько банков с филиалами в Нижнем Новгороде — ВТБ, «Россия», «Открытие», «Новикомбанк», «Промсвязьбанк», «Совкомбанк». Их с 12 марта отключат от системы передачи финансовых сообщений SWIFT.
Глава нижегородского филиала банка «Открытие» Владимир Рогозин отметил, что организация имеет большой запас капитала, ликвидности, наличных, в том числе в иностранной валюте. Банк располагает всеми необходимыми технологическими возможностями для бесперебойной работы. В то же время, в экономике страны царит самый тяжелый за новейшую историю страны кризис. «Нынешние события, очевидно, затмят все предыдущие. Тем не менее, я убежден, что в конечном итоге в России все сложится хорошо. Для чего придется опять-таки много и трудно работать», — рассказал он в соцсетях.
Крах автомобилестроения?
Однако эксперты отмечают, что уязвимости есть. Прежде всего, сложные времена ждут нижегородское автомобилестроение. «В сфере автомобилестроения уровень кооперации традиционно весьма высок. Масса комплектующих на наши предприятия приходит из-за пределов России, и нарушение этого годами сложившегося кооперационного взаимодействия серьезно влияет на производственный процесс», — отметил исполнительный директор «Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей» (НАПП) Александр Аносов.
«Автомобилестроение в стране может быть прекращено. „ГАЗ“, вероятно выживет, но понесет серьезные потери», — считает экс-депутат Законодательного собрания, предприниматель Владимир Буланов.
«Разорванный долгосрочный договор с Volkswagen и Skoda ударит по „ГАЗу“, но я более-менее спокоен за это производство. Они давно готовились к санкциям и знают, что это такое. Поэтому их логистическим цепочкам угрожают минимальные изменения», — полагает член общественного совета Федерального дорожного агентства минтранса России Игорь Моржаретто.
По словам Аносова, НАПП внимательно следит за тем, как развиваются события. «По мере вводимых санкций мы мониторим положение дел, рассматривая картину более чем на ста крупных промышленных предприятиях региона. И если говорить об общих тенденциях, то одна из основных проблем связана с нарушением отлаженных производственных и технологических цепочек в кооперационной деятельности предприятий. Это касается очень многих сфер деятельности», — добавил он.
Уполномоченный по правам предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий говорит, что пока сложно предположить, какая отрасль пострадает от санкций больше всего. При этом, по его словам, ограничения скажутся на всех сферах бизнеса.
«К примеру, почти 75% предприятий в регионе имеют кредиты, а сейчас из-за обвала рубля повышается процентная ставка. Сложнее стало исполнить госзаказ, поскольку цены на комплектующие выросли в разы. Надеюсь, правительство предусмотрит меры поддержки, чтобы это все не привело к проблемам для производителей», — пояснил Солодкий.
А поддержка будет?
Региональные и федеральные власти уже заявили, что будут помогать бизнесу, пострадавшему от санкций. Так, в Нижегородской области создан координационный штаб по предотвращению негативных явлений в экономике и социальной сфере. Этот орган будет отслеживать ситуацию и оперативно искать пути решения возникающих проблем.
«Руководство НАПП вошло в корштаб. Промышленники, успешно пережившие за последние 30 лет не один кризис, имеют достаточный опыт управления в кризисных ситуациях, а у нашего директорского корпуса весьма большой запас прочности», — рассказал Аносов.
«Меры разрабатываются, но важно, чтобы органы власти на всех уровнях сейчас работали в другом режиме. Гораздо быстрее, чем раньше. И особенно внимательно относились к проблемам бизнеса и людей», — добавил Солодкий.