Врачи называют таких людей героями, ведь именно их поступок подчас становится последней надеждой для тяжелобольных пациентов, которые уже исчерпали все способы вылечиться.
Хотя своё донорство Александр вовсе не считает геройством — по его словам, так бы поступил каждый.
«После армии я работал на заводе, мы, молодые парни, начали регулярно участвовать в выездных акциях станции переливания крови. А потом сам стал ездить в дзержинский филиал Нижегородского центра крови. Было время, когда я ходил практически каждый месяц — сдавал то кровь, то плазму. И сам не заметил, как стал почетным донором. Я до сих пор сдаю кровь. Здоровье позволяет — не жалуюсь. Ни вредных привычек, ни заболеваний», — улыбается Александр.
А донором костного мозга стал, как признаётся, случайно: в 2018 году предложил коллега сдать кровь на типирование, чтобы войти в регистр потенциальных доноров костного мозга. Кого спасают эти люди? Каждые 20 минут в России врачи выносят страшный диагноз — рак крови. Онкологические заболевания крови — одни из самых серьезных патологий.Чтобы спасти пациента, медики прибегают к трансплантации костного мозга. Для многих эта процедура становится последней надеждой спасти жизнь, когда возможности исчерпаны и другие методы уже не работают.
Ежегодно тысячи россиян нуждаются в пересадке клеток костного мозга, но дожидаются своего донора, к сожалению, немногие. В год проводят не более тысячи пересадок. Почему так происходит? Шанс найти подходящие клетки среди родственников — 15-20%. Основной массе пациентов приходится искать неродственных доноров. В России, как и в других странах, создают регистры доноров костного мозга — базы данных добровольцев, готовых частичку себя онкобольному.
Путь донора костного мозга начинается так: у вас возьмут обычный анализ крови из вены (можно даже не натощак), всего от 4 до 10 мл, на типирование.В лаборатории из крови выделят HLA-фенотип, отвечающий за тканевую совместимость. Данные о вашем HLA-фенотипе занесут в регистр. А дальше, если ваши клетки подойдут пациенту, вам позвонят и предложат стать донором.
В феврале 2021 года Александру Чибиреву позвонили из Научного медицинского исследовательского центра гематологии Минздрава России. Оказалось, что его клетки подошли тяжелобольному человеку, и нужна его помощь. Нужно было еще раз сдать кровь, чтобы окончательно убедиться в полном совпадении. Результат показал: наборы генов совпали, это 100-процентный генетический близнец Александра, которому требуется срочная пересадка костного мозга. Надо ехать в столицу!
Будущему донору объяснили, что забор клеток происходит двумя способами — менее распространенный, из тазовой кости под общим наркозом, и часто встречающийся, из крови. Это похоже на переливание — кровь берут из одной руки, прогоняют через специальный аппарат, чтобы отделить стволовые клетки, и вливают донору в другую руку. Александр сдавал вторым способом.
«Мне организовали поездку в Москву, всё оплатили — билет на поезд, проживание в гостинице, питание. В течение 5 дней я колол препарат, стимулирующий выработку клеток костного мозга в кровь, а также лекарство, которое кровь разжижает. В этом ничего страшного нет — просто укол в бедро. Это необходимо перед процедурой донации. Дискомфортные ощущения были только от самого препарата — небольшая ломота в костях, как при простуде. Но вполне терпимо — я выходил из отеля, гулял», — вспоминает мой собеседник.
Донация заняла два дня — каждый день по 4 часа Александр неподвижно сидел в кресле (реципиенту потребовалось много стволовых клеток). Коротал время с любимой музыкой в плеере, медперсонал за всем следил, помогал донору чувствовать себя комфортно.
Саму процедуру Александр перенес легко — сдал кровь и поехал на вокзал, домой. А на следующий день уже вышел на работу. Признаётся: чувствовал себя хорошо, никаких осложнений не возникло. Через месяц мой герой уже в очередной раз стал донором крови в родном Дзержинске, анализы показали, что он здоров. И он продолжает помогать людям.
После того, как Александр стал донором костного мозга, ему дали благодарственное письмо от НМИЦ гематологии с очень теплыми и важными словами — его благодарили за «готовность прийти на помощь людям», за «высшее проявление гуманизма и благородства, за добровольную помощь во имя сохранения жизни и возвращения здоровья больным».
«Спасибо за то, что не оставили в беде тех, кто в этом нуждается», — написал директор научного центра, академик РАМН Валерий Савченко, известный гематолог, который стоял у истоков применения клеток костного мозга для лечения рака крови. Благодаря этому человеку и его работе тысячи больных излечиваются от тяжелых гематологических заболеваний.
«Я, конечно, никаким героем себя не ощущаю — любой человек на моем месте поступил бы также. Если есть возможность помочь, это обязательно нужно сделать. Слышал, бывают случаи, когда человек кому-то подошел, но отказался быть донором. Я не понимаю такого поступка! Уж если ты согласился и вошел в регистр, иди до конца. Так что вопрос — ехать или нет — у меня вообще не стоял. И моя семья хорошо к этому отнеслась — дети и супруга отпустили папу», — признался Александр. — «Это такая радость, что я смог кому-то помочь. Я не знаю, кому подошли мои клетки, — по закону, доктора мне сказали только, что это женщина 46 лет. И она знает обо мне примерно столько же. Только через два года мы сможем лично познакомиться. Самое главное — чтобы она выздоровела».
Александр оказался одним из немногих, кто подошёл онкобольному пациенту и кто успел. Но число добровольцев, готовых помощь смертельно больным людям, в нашей стране несравнимо меньше, чем за рубежом. Во всех российских регистрах насчитывается всего около 155 тысяч доноров. Для сравнения, донорские базы Германии и США включают десятки миллионов добровольцев, а в Израиле вообще каждый десятый гражданин является потенциальным донором костного мозга.Нам предстоит ещё много работы в этом направлении.
«Только представьте, что где-то есть ваш генетический близнец, которому жизненно необходимо, чтобы вы стали донором костного мозга. И сколько таких пациентов по всей стране! А многие просто не находят своего донора. Поэтому вступать в регистры нужно обязательно. Если вы уже стали добровольцем, но вам пока не позвонили, значит ваш генетический близнец здоров», — уверен Александр Чибирев.
Потенциальным донором костного мозга может стать любой взрослый человек с 18 до 45 лет без противопоказаний по здоровью весом более 50 кг. Сдать кровь на типирование можно в любом медицинском офисе «Инвитро». Подробнее — https://sbor.rdkm.ru/.
Автор: Наталья Халезова