Posted 26 марта 2021, 14:12

Published 26 марта 2021, 14:12

Modified 3 ноября 2022, 19:18

Updated 3 ноября 2022, 19:18

Нижегородка стала донором костного мозга и ждёт встречи с тем, кого спасла

26 марта 2021, 14:12
Спасти чью-то жизнь гораздо проще, чем может показаться. Помочь смертельно больному человеку может каждый из нас, но мы порой об этом просто не догадываемся.

Год назад молодая нижегородка, следователь главного следственного управления ГУ МВД по Нижегородской области Александра Силаева стала донором костного мозга — она помогла незнакомому человеку, кому поставили страшный диагноз «рак», подарила шанс на выздоровление.

Александра родом из Сеченова, закончила Нижегородскую академию МВД, сначала работала в уголовном розыске в родном районе, затем перевелась в главное управление следователем. Профессия серьёзная, работа напряжённая — Александра расследует уголовные дела, допрашивает подозреваемых, раскрывает преступления. А в жизни за суровой профессией скрывается смелая, добрая и очень скромная девушка, способная на большой и очень человечный поступок.

«Как можно отказать, если ты последняя надежда»

«В регистр доноров костного мозга я вступила давно — ещё в 2010 году, когда училась в академии МВД. К нам в вуз приехали врачи из Кировского НИИ гематологии и переливания крови, рассказали, кому может помочь донорство и почему так важно вступить в регистр. Мы сдали кровь на типирование и стали потенциальными донорами. Но позвонили мне только осенью 2019-го, спустя столько лет», — вспоминает моя собеседница.

Нашёлся человек с онкозаболеванием, которому требовалась срочная пересадка костного мозга, и клетки Александры ему как раз подошли. Для неё этот звонок стал большой неожиданностью, ведь шанс найти пациенту неродственного донора, который бы совпал по генотипу, очень невелик — 1 к 10 000. И, конечно, согласилась.

«Это всё так удивительно! Буквально за месяц до звонка я нашла визитку регистра, которую нам давали при типировании крови, что я теперь потенциальный донор. Сестра спросила, что это такое, я рассказала, зачем нужно донорство костного мозга и как я сама стала добровольцем. Это был хороший знак!» — вспоминает моя героиня.

После повторного типирования и сдачи всех анализов Александру пригласили в Киров, где доктор ей объяснил все нюансы процедуры и её ответственность как донора: «У вас есть время подумать — на этом этапе, если вы решите отказаться, мы поймём. Но потом начнётся подготовка пациента к трансплантации костного мозга, больному проводят химиотерапию и другие серьёзные процедуры, чтобы подсадить здоровые клетки. Если вы вдруг передумаете, пациент умрёт». Но Саша чётко для себя решила стать донором много лет назад, ещё когда вступила в регистр.

В этом решении мою героиню поддержала семья — мама, конечно, беспокоилась, расспрашивала, как всё будет происходить, не будет ли последствий. А папа сказал: «Дочь, если есть возможность помочь — помогай». И на работе, несмотря на загруженность и напряжённый график, к поступку Александры отнеслись с пониманием — её руководитель, начальник отдела Анна Попова отпустила и тоже переживала за коллегу.

«Как можно отказаться, если для больного человека ты последняя надежда?! Ведь, по словам медиков, пересадка костного мозга — крайняя мера, когда другие методы уже не помогают. Позже я узнала, что мой реципиент — ровесник моему папе. И это чей-то сын, отец, муж, брат. И ему нужна помощь. Беда может прийти в любую семью, поэтому у меня даже мыслей не было передумать! Страшно представить, что пациенту нашли донора, это такое счастье, появилась надежда, и вдруг отказ… Если вы решили вступить в регистр и стать донором, вы должны ответственно отнестись к этому шагу и осознавать — вам могут позвонить и попросить помощи», — уверенно говорит донор.

Зачем? Смогу ли я?

Донорство костного мозга добровольно, анонимно и безвозмездно. Донору оплачивают все расходы — проезд, проживание в гостинице, питание и т. д. Нижегородкавспоминает, что её буквально окружили заботой — встретили на вокзале, заселили в гостиницу, провели полное обследование, так как донор должен быть абсолютно здоров. Перед процедурой делают уколы препаратами, усиливающими выработку клеток костного мозга в крови. Сам забор клеток для пересадки похож на переливание крови: сидишь около 5 часов, из одной руки кровь берут, пропускают её через аппарат, который отделяет донорские клетки, а в другую руку вливают обратно.

«Процедуру я перенесла хорошо, никаких болевых ощущений или болезненного состояния не было. Есть небольшой дискомфорт, когда колют лекарства для выработки клеток, — небольшое поламывание, как при простуде. Но это быстро проходит. Всё время, пока переливали кровь, ко мне относились с такой заботой и вниманием — врачи и медсёстры справлялись о моём самочувствии, спрашивали, не хочу ли пить, не укутать ли пледом, поправляли волосы. Чувствовалосьтакое замечательное отношение!», — поделилась моя собеседница.

На её здоровье процедура никак не повлияла — прошёл уже год, и можно делать выводы. Так что страшилки, которыми иногда пугают себя и других скептики, не сбылись. Александра считает, что это от нехватки информации — многие просто не знают, что такое донорство костного мозга. Её тоже спрашивали, что с ней будет, не станет ли плохо, и сколько ей за это заплатят.

«А за что платить? — в ответ спрашивала я. Я же не сделала ничего особенного — всего лишь потратила личное время и клетки, которые восстанавливаются», — удивляется донор. Донорство костного мозга добровольно и безвозмездно.

Она человек непубличный, и о том, что стала донором костного мозга, были в курсе только близкие и некоторые коллеги. Но Александра согласилась дать интервью и рассказать о своём опыте, так как понимает, насколько донорство костного мозга важно и нужно.

«Меня искренне удивил тот факт, что в западных странах доноров костного мозга гораздо больше, чем у нас, в то время как численность населения меньше (например, 10 млн доноров в Германии, а в России, по разным данным, около 150 тысяч. — Автор). Люди пугаются этой темы из-за неизвестности. Когда рассказываю, что стала донором, слышу два вопроса: „Зачем тебе это нужно?“ и „Смог бы я?“ Нужно говорить, объяснять, делиться. Тогда будет меньше страхов и сомнений. По ТВ часто показывают ролики — собирают деньги, чтобы найти донора костного мозга за рубежом. Это же дорого и сложно! Получается, твоя жизнь зависит от того, найдут деньги или нет. А у нас такая большая страна! Хочется, чтобы было больше людей, готовых помочь! Чем больше доноров, тем выше шанс спасти жизнь!» — уверена моя героиня.

«Жду встречи с моим близнецом»

Пока Александра не знает, кому же она помогла. Донор и реципиент могут познакомиться только через 2 года после пересадки. Завесу тайны открыли летом 2020-го, когда ей опять позвонили и попросили ещё раз помочь. Врачи сказали, что трансплантация костного мозга прошла успешно, но у пациента перестали вырабатываться лейкоциты, и опять требуются клетки, поэтому нужно приехать в Москву. Александра была готова срочно выехать. Но, к счастью, организм пациента справился сам и начал бороться.

«Я знаю, что это мужчина и что ему 55 лет, а ещё что „он очень милый“, как говорит доктор. Вот такой мой близнец (улыбается). Я попросила передать ему привет и пожелание скорейшего выздоровления. И я очень надеюсь, что мы с ним встретимся. Нужно подождать совсем чуть-чуть — годик. Я считаю время до встречи. Вся моя большая семья очень ждёт знакомства с новым родственником. Я ему попросила передать, что теперь у него много родни», — говорит Саша.

Потенциальным донором костного мозга может стать любой взрослый человек с 18 до 45 лет без противопоказаний по здоровью весом более 50 кг. Сдать кровь на типирование можно в любом медицинском офисе «Инвитро». Подробнее — https://sbor.rdkm.ru/.

Автор: Наталья Халезова

Подпишитесь