Posted 16 апреля 2021, 12:29
Published 16 апреля 2021, 12:29
Modified 3 ноября 2022, 19:33
Updated 3 ноября 2022, 19:33
Масла в огонь подлил блогер-урбанист Илья Варламов, который призвал властей «включить здравый смысл». NewsNN выяснил, почему трамваи стали для нижегородцев «яблоком раздора» и как следует поступить чиновникам, чтобы исправить ситуацию.
Звание столицы трамваев обязывает!
Сегодня в парке МП «Нижегородэлектротранс» (НЭТ) насчитывается 275 трамваев, из них 35 вагонов будут вот-вот списаны, а 20 находятся в ожидании ремонта. Получается, на линию выходят лишь 220 единиц. Но очевидно, что такого количества недостаточно для города-миллионника. Власти это понимают и ищут способы решения проблемы.
«Городская администрация разрабатывает комплексную схему модернизации электротранспорта. Первоочередными задачами является обновление инфраструктуры предприятия и подвижного состава», — сообщили NewsNN в НЭТ.
Покупкой 11 ретро-трамваев городские власти собираются убить сразу двух зайцев. То есть не только пополнить подвижной состав стилизованными под старину вагонами, но и сделать шаги в развитии трамвайного движения в исторической части города — то, о чем глава региона Глеб Никитин говорил в январе 2021 года.
«Нижний — первый город России, где появился трамвай. Это ко многому обязывает. Необходимо развитие трамвайного движения в исторической части города. В частности, это касается таких улиц, как Ильинская и Рождественская. Там трамвай играет большую роль для развития туристического потенциала», — заявил губернатор.
Тогда же мэр Юрий Шалабаев обмолвился, что к 800-летию Нижнего Новгорода планируется пустить ретро-трамвай по Рождественской. Но развивать тему не стал. А спустя несколько месяцев огорошил нижегородцев новостью о планируемой закупке 11 ретро-трамваев.
«В бюджет 2022-2023 заложили почти 400 млн рублей на приобретение в лизинг ретро-трамваев для городских маршрутов. Они будут выглядеть, как привычные классические, но с современным оснащением — низкопольные, оборудованные WiFi и телефонными зарядками», — написал глава администрации в своем Instagram, уточнив, что подобных закупок не было в столице Приволжья почти десять лет.
Через несколько дней департамент экономразвития объявил аукцион на поставку трамвайных вагонов в стиле ретро. Начальная цена контракта — около 946 млн рублей. Согласно опубликованной на сайте госзакупок документации, лизинг рассчитан на пять лет — до 25 декабря 2026 года.
Миллиард — на чепуху?
Нижегородцы по-разному отреагировали на новость о приобретении трамваев за баснословные деньги. Одни искренне поддержали мэрию («Трамваи — крутая тема! Спасибо»), другие возмутились, почему так дорого («Трамвай — это не игрушка для туристов»). Недовольных оказалось больше. Особенно после того, как на аукцион отреагировало местное отделение некоммерческой организации «Городские проекты» Ильи Варламова и Максима Каца. Активисты предложили властям купить на эту сумму один-два ретро-трамвая и еще 14-15 современных вагонов. Для убедительности они создали петицию, которую уже подписали более 2,7 тысячи человек.
Затем на помощь пришла тяжелая артиллерия в лице самого Варламова. Известный блогер-урбанист опубликовал статью под названием «Как потратить миллиард на чепуху: инструкция из Нижнего Новгорода». Он напомнил своим читателям, что разработка Уралтрансмаша была презентована в конце прошлого года — первые модели были закуплены для Екатеринбурга и Нижнего Тагила.
«А затем и мэрия Нижнего Новгорода решила купить 11 таких вагонов в лизинг почти за миллиард рублей», — уточнил глава «Городских проектов».
Варламов подсчитал, что каждый ретро-вагон обойдется городу примерно в 86 млн рублей с учетом переплаты за лизинг. Если бы переплачивать не пришлось, то один вагон обошёлся в 57 млн рублей. При этом, например, Нижний Тагил закупил ту же модель трамвая 71-415 в стандартной комплектации, без ретро-наворотов, и на каждый вагон потратил 37 млн. Таким образом нижегородская мэрия переплачивает 220 млн рублей лишь из-за ретро-дизайна.
«В общем, я надеюсь, что мэр Нижнего Новгорода включит здравый смысл и откажется переплачивать 330 миллионов за ненастоящие ретро-трамваи» — заключил блогер.
Бан или пропал
Резкий пост Варламова обсуждался общественностью днем 9 апреля, а уже вечером того же дня на сайте госзакупок появилось письмо на имя директора департамента экономразвития Марины Антиповой. В нем и. о. председателя комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Сергей Егоров попросил отменить тендер по поиску исполнителя на покупку в лизинг 11 трамваев «в соответствии с письмом департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации города». В итоге аукцион отменили.
Первая мысль была: а не повлиял ли на это решение московский блогер? Но в администрации поспешили заверить NewsNN, что аукцион отменен для внесения уточнения в конкурсную документацию.
«Правки носят технический характер», — сказали в муниципалитете.
И тут началась вторая часть Марлезонского балета. «Городские проекты» заявили, что Шалабаев заблокировал их аккаунт в Instagram в ответ на многочисленные вопросы о трамваях.
«Мы не понимаем ни смысла данного противостояния, ни пользы от его результатов. Что хорошего в том, что ретро-трамваи станут символом безответственности власти и игнорирования общественного мнения?» — прокомментировал ситуацию руководитель местного отделения организации Алексей Садомовский.
При этом мэр опроверг информацию о блокировке страничек активистов. «Перефразирую известную поговорку: бояться критики — в соцсети не ходить. Я уважаю мнения своих читателей и никогда не пользуюсь такой функцией как „Блокировка подписчика“», — заявил Шалабаев, добавив, что непременно разберется в сложившейся ситуации.
«С людьми надо общаться»
Директор Научно-исследовательского Института проблем социального управления, кандидат философских наук Максим Лубяной считает, что шумихи вокруг приобретения ретро-трамваев можно было избежать. Достаточно просто взять и ответить на вопросы, которые совершенно ожидаемо возникли у жителей Нижнего Новгорода. Ведь новость о столь дорогостоящей покупке свалилась на горожан как снег на голову.
«Ошибка мэрии в том, что она совершенно не хочет заниматься разъяснительной, убеждающей работой. Пост в Instagram — это разъяснение. Людям непонятно, почему вдруг решено купить 11 ретро-трамваев почти за миллиард рублей. Ведь до этого про них вообще речи не было. С людьми надо общаться!» — сказал эксперт в беседе с NewsNN.
Председатель правления нижегородского отделения Союза архитекторов России, бывший директор АНО «Институт урбанистики» (расформирован из-за нехватки финансирования. — Прим. ред.) Зоя Рюрикова взглянула на историю с ретро-трамваями с другой стороны.
«Нижний называют родиной трамваев в России. Это хороший туристический бренд, который я бы поддержала модернизацией музея трамвая, историческими копиями трамваев, курсирующими по городским маршрутам. Это интересно! То что предлагается — четырехосный трамвай с низким уровнем пола. Это современный трамвай, предлагающий скорее „игру в историю“, чем визуализацию истории. Похожие тенденции сейчас наблюдаются в архитектуре: современные здания украшаются псевдоисторическими элементами», — прокомментировала собеседница NewsNN.
Эксперт добавила, что относится к этому как исследователь. И видит здесь определенный творческий кризис. «Но я знаю, что большой части жителей города и заказчикам этот новый ампир нравится. Поэтому он живет и процветает. Трамвай из этой же серии», — заключила Рюрикова.
В свою очередь директор МАУ «Управление по туризму Нижнего Новгорода» Ольга Подуздикова заявила, что запуск изготовленных в стиле ретро трамваев на городском маршруте № 2 («Городское кольцо». — Прим. ред.), пролегающего по исторической части города, может способствовать повышению туристической привлекательности приволжской столицы.
Произойдет ли это — узнаем предстоящим летом, когда город будет праздновать юбилей. Ведь мэрия действительно не отказалась от покупки ретро-трамваев. 13 апреля был объявлен новый аукцион на их поставку. Согласно конкурсной документации, подрядчику необходимо передать первый вагон городу в течение 35 дней с момента заключения госконтракта. Кстати, начальная (максимальная) цена контракта осталась неизменной.