Национализация или приватизация? Эксперты оценили будущее российского нефтегаза

25 января 2021, 15:18
Эксперты проанализировали плюсы и минусы национализации нефтегазовой отрасли России и попытались разобраться, в каком виде компании будут работать эффективнее — в частных руках или под крылом государственной поддержки.

В частности, в газовой отрасли есть два крупнейших игрока — государственный Газпром и частный НОВАТЭК. Если первый за 9 месяцев 2020 года отметился рекордными убытками в 592,1 млрд рублей, то второй за тот же период заработал 327,6 млрд рублей.

При этом Газпром имеет рыночную оценку в 5,03 трлн рублей, а НОВАТЭК — в 4,08 трлн рублей. При этом масштабы производства и активов несопоставимы — Газпром качает и продаёт газа в пять раз больше, а вот оценка инвесторами отличается не так уж и сильно.

Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития, в интервью «Новым известиям» отмечает, что похожая ситуация сложилась и в нефтяной промышленности, где сосуществуют государственная Роснефть и частный Лукойл. У Роснефти ресурсная база, а соответственно и объёмы добычи значительно больше, чем у Лукойла, но с точки зрения капитализации их расценивают приблизительно на одном уровне. Потому, что Лукойл более доходный, у него лучше управление, заявляет Пикин.

Аналитик нефтегазовой отрасли Михаил Крутихин считает, что разница между государственными компаниями и частным бизнесом грандиозная, поскольку в России управленцы чаще всего не заботится об эффективности предприятия, увеличивая издержки за счёт масштабных, требующих вложений проектов, которые часто бывают провальными. А в коммерческой компании менеджмент должен управлять в интересах акционеров и заботиться о повышении прибыли и минимизации издержек.

В качестве примера Крутихин напомнил, как происходила газификация Газпромом — ежегодно на неё выделялось по миллиарду долларов. Но по факту лишь были протянуты трубы от Ямала в сторону Европы, а по тем территориям, где они идут (Коми, Архангельская область), селения остались не газифицированы. То есть компания показала свою неэффективность.

Говоря о нефтегазовой промышленности, эксперты вспомнили и сервисных организациях, работающих на аутсорсинге, и которые как раз сплошь частные. Именно нефтесервис в 2020 году пострадал сильнее всего: он просел на 20% — 30%, выручив не более 22 млрд долларов. Добывающие компании из-за ограничений ОПЕК+ в прошлом году отказывались от разработки новых скважин, а по выполненным работам часто просто не платили, пользуясь правом сильного.

Например, Газпром ввёл отсрочку платежей в 180 дней и продлил её на 2021 год. Многомиллионные долги по зарплатам за несколько месяцев и попытки выслать людей домой без денег и гарантий выплат вызвали массовые забастовки вахтовиков на газовых станциях.

И эксперты не уверены, что если бы нефтесервис был государственным, то для них всё прошло менее болезненно, поскольку ограничение добычи привело, прежде всего, к ограничению объёмов бурения. Но в данном случае речь идет о форс-мажоре, к которому не оказались готовы ни компании, ни государство.

Полное огосударствление нефтегаза невозможно в принципе: даже если добывающие компании национализируют, то их подрядчики останутся частными.

При это государство, не решаясь ни на приватизацию, ни на национализацию нефтегаза, лавирует между ними, усиливая застой в отрасли.

#Экономика #Татьяна Соловьёва #Новости
Подпишитесь