Posted 24 января 2021,, 14:05

Published 24 января 2021,, 14:05

Modified 3 ноября 2022,, 19:38

Updated 3 ноября 2022,, 19:38

Эксперты прокомментировали возможность национализации нефтегазового сектора

24 января 2021, 14:05
Эксперты оценили идею о национализации всего нефтегазового сектора России и попытались разобраться, что для выживания и эффективности госпредприятий в данной отрасли лучше — перейти в частную собственность или остаться в том же статусе.

Виктория Петрова в ходе интервью изданию «Новые Известия» напомнила, что в конце 2020 года президент страны Владимир Путин заявил, что приватизацию «надо осуществлять лишь там, где это приносит результат, это делается не для денег — где нужно, контроль государства сохраняем». Вместе с этим Министерство финансов РФ планирует в 2021 году продать более 300 предприятий, находящихся в госсобственности. Таким образом, у Ростелекома, Россетей, Махачкалинского и Новороссийского портов должны появиться новые инвесторы. Такой ход, то есть приватизация, будет приносить бюджету по 3,5 млрд рублей каждый год.

При этом ситуация с участием государства в экономике крайне запутанная. С одной стороны, его доля постоянно растёт. Так, в 2019 году Счётная палата заявила, что за последние десять лет доля госсектора в экономике возросла до 47%-48%.

Издание отмечает, что в 2020-м доход от нефтегазовой отрасли в федеральный бюджет составил 30%. Такие рекордно низкие показатели получились из-за сырьевого и коронавирусного кризиса.

Аналитик нефтегазовой отрасли Михаил Крутихин напомнил, что о приватизации данного сектора говорили уже неоднократно. Однако получилось все наоборот.

«Если в 1997 году 7% нефти добывалось государством, то сейчас больше 63%. То есть это не приватизация, а „ползучая“ деприватизация», — заявил эксперт.

По его словам, в нефтегазе в настоящий момент существует только две добывающие компании-частника, которые занимают значимое положение на рынке. Речь идет о Лукойле и Новатэке. Получается, что остальные фирмы (например, «Сургутнефтегаз», Иркутская нефтяная компания (ИНК), «Русснефть», «Славнефть», «Салем Петролеум») не могут составить конкуренцию госкомпаниям.

Главными сторонниками национализации в России являются представители КПРФ. О национализации нефтяной и газовой отраслей даже говорилось в их предвыборной программе 2016 года.

Так, первый заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, член фракции КПРФ Юрий Афонин уверен, что передача госкомпаний в руки частного бизнеса не приведет ни к чему хорошему.

«Частники просто выжимают все из доставшейся им инфраструктуры советских времен. Не модернизируют ее, не приводят в порядок, не ставят очистные сооружения и фильтры, а просто выбирают всю мощность, пока просто не произойдет поломка из-за старости оборудования, износа материалов», — считает Афонин, добавляя, что это путь в никуда.

По мнению политика, частники могут заботиться и волноваться лишь о том бизнесе, который сами создавали с нуля, а содержать и заниматься развитием старых, пришедших из Советского союза предприятий станет только государство.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин убежден, что компания, принадлежащая государству, отчасти выполняет некоторые социально значимые задачи и проекты. Тут же в пример он приводит Газпром, который имеет газификацию и вкладывает средства, которые пока не окупаются.

«Компания ежегодно тратит на эти цели около 30 млрд рублей в год, до конца 2030 года потратят еще примерно 1,9 трлн рублей. Это соцпроект, за который частный бизнес не возьмется», — заявил Пикин.

"