Почти ежедневно в Нижнем Новгороде фиксируются превышения вредных веществ в воздухе. По словам эколога Асхата Каюмова, за последние пять лет проблемы с органами дыхания стали выявляться чаще почти на 40%. Массовый переход транспорта с бензина на газ помог бы снизить выбросы в атмосферу и частично решил бы экологическую проблему в городе, считает он.
Однако сейчас многие нижегородцы задумались, стоит ли это делать, когда цены на газ беспрестанно растут второй месяц. При этом при переходе на ГМТ (газомоторное топливо) придется потратиться еще и на оборудование, и на оформление документов. Один из предпринимателей Нижнего Новгорода, занимающийся грузовыми перевозками, на условиях анонимности рассказал, что решил перейти на газ, когда его стоимость составляла порядка 11-12 рублей за литр. Он переоборудовал две машины — на что ушло около 100 тысяч рублей. Бизнесмен рассчитывал, что переход на газ окупится за полгода. Однако этому помешал резкий рост цен.
«Поездив месяц, не мог нарадоваться, но как карантин пошел на спад цена на газ резко пошла вверх. Как сказали мне на одной заправке: „Ну, а что, карантин заканчивается, хватит низких цен“. Сейчас газ стоит 24 рубля за литр, что уже менее чем в два раза меньше стоимости бензина. И это в стране, где есть и нефть, и газ», — отметил собеседник NewsNN.
Муниципальному предприятию «Нижегородпассажиравтотранс», 544 автобуса которого ездят на газе, повезло больше. «Благодаря переговорам руководства предприятия с поставщиками, были заключены договоры на поставку топлива по фиксированной цене. В связи с этим расходы МП не увеличились», — рассказали NewsNN там. При этом переводить дизельные автобусы на газ в «Нижегородпассажиравтотранс» не планируют.
Как сообщили NewsNN в управлении ФАС по Нижегородской области, стоимость газа выросла с начала года на 15,39% (отметим, что бензин АИ-92 за тот же период подорожал лишь на 0,94%). При этом снижение стоимости СУГ было зафиксировано в феврале — на 7,73%. Затем цена продолжала падать, и в конце апреля — начале мае составила 12,15 рублей за литр. Однако уже к концу весны показатель вернулся к январскому значению. Затем резкий взлет цены продолжился. Сейчас стоимость литра газа на нижегородских заправках в среднем составляет 23,16 рубля.
Ранее в УФАС отмечали, что в марте спрос на СУГ упал из-за пандемии коронавируса. В результате компании понесли убытки. Затем, вместе с восстановлением спроса, начали расти и цены. В начале июня антимонопольщики предостерегли ГК «Ока-Пропан» и ЗАО «Реал-Инвест» от необоснованного увеличения стоимости газа. NewsNN направил запрос этим компаниям, однако на момент публикации ответ не поступил.
По информации УФАС, предоставленной NewsNN, хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию СУГ на территории Нижегородской области, приобретают газ, в том числе посредством проводимых биржевых торгов. Согласно данным биржевой площадки АО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа», минимальный региональный биржевой индекс (первичного рынка) цен СУГ на станции назначения 30 марта составил 13 381 руб./тн. Затем был зафиксирован спад. Увеличение спроса и стоимости СУГ фиксируется с 20 апреля.
«В настоящее время УФАС проводит в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию СУГ на территории Нижегородской области, внеплановые контрольные мероприятия. В случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства будут применены меры реагирования в рамках компетенции», — пояснили в управлении.
В компании «Сибур», которая занимается производством СУГ в Западной Сибири, рассказали NewsNN, что конечная стоимость топлива определяется операторами заправок, которые закупают газ оптом у производителей, с учетом спроса со стороны потребителей.
«Биржевые котировки СУГ, актуальные для оптовых продаж, растут с мая. В значительной степени это объясняется низкой базой и эффектом отложенного спроса — рынок отыгрывает падение потребления и цен в период пандемии», — пояснили там.
В «Сибуре» также отметили, что летом спрос на газ всегда выше, а оптовые цены на него во время карантина «обновляли минимальные значения за всю историю биржевых торгов».
Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев также отмечает, что цены на газ повысились вслед за динамикой котировок СУГ на бирже. «В апреле и мае было падение спроса на все виды моторного топлива из-за того, что много людей сидело дома на самоизоляции, а когда ограничения были сняты, спрос восстановился. Только, в отличие от бензина, по отношению к СУГ нет стабилизирующего действия демпфирующего механизма. Поэтому цены на газовое моторное топливо могут быть подвержены большим колебаниям», — рассказал он NewsNN.
Еще одним фактором роста цен, по мнению Калачева, является снижение объемов предложения газа на рынке. СУГ является производным от нефтедобычи и нефтепереработки. Нефтяные компании сейчас вынуждены снижать добычу по соглашению с ОПЕК+, говорит эксперт. «Поэтому вряд ли сейчас можно ожидать нового снижения цен на заправках», — добавил Калачев.
Уполномоченный по правам предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий также напомнил, что всегда, когда дорожает жидкое топливо, увеличиваются и цены на газ. «У нас в стране цена на топливо не привязана к снижению цены на нефтепродукты. Причина одна — нашим НПЗ невыгодно производить конечный переработанный продукт и продавать его в России. Поэтому мы имеем то, что имеем — низкие цены на нефть и высокие на бензин. А газ следует за этим топливом», — отметил он в разговоре с NewsNN.
Спасти ситуацию могут новые субсидии государства, считают эксперты. Но пока они лишь в планах. Напомним, что в июне минэнерго России выступило с инициативой о трансформации существующей госпрограммы по поддержке перевода автомобилей на компримированный природный газ. Предлагается в два раза увеличить размер субсидий для автовладельцев (это касается и физических лиц, и представителей малого бизнеса). Так, затраты на переоборудование планируется компенсировать в размере не 30%, а 60%. Кроме того, «Газпром» обещает также поддержать автовладельцев. В итоге они потратят лишь порядка 10% от стоимости оборудования. При этом есть ограничение — машина должна быть не старше 10 лет.
Автомобильный обозреватель Игорь Моржаретто считает, что такая поддержка будет очень выгодной, особенно для тех, кто занимается коммерческими перевозками. При этом он посетовал, что пока это «только проект».
«Рост объемов субсидирования затрат при переходе автомобилей с бензинового топлива на газовое поможет снизить затраты на установку газового оборудования на автомобили и повысить привлекательность газомоторного топлива. Рост спроса на ГМТ теоретически может также оказать давление на спрос», — считает аналитик Калачев.
Также он полагает, что по мере роста этого рынка будет вводиться все больше его регулирования, в том числе и ценового. Эксперт надеется, что стоимость газа все-таки стабилизируется.