Posted 17 апреля 2020, 09:12
Published 17 апреля 2020, 09:12
Modified 3 ноября 2022, 18:51
Updated 3 ноября 2022, 18:51
9 марта цена нефти марки Brent упала более чем на 27%, опустившись ниже $32 за баррель, стоимость WTI оказалась ниже $30 за баррель. На фоне обрушения цен на нефть на международном валютном рынке взлетели курсы американской и европейской валют.
Такая ситуация наблюдается до сих пор: нефть марки Brent стоит $27,87 за баррель, курс доллара равен 74,04 рубля, евро — 80,17 рубля.
При этом стоимость бензина в марте по сравнению с февралем в Нижегородской области не изменилась, сообщили NewsNN в Нижегородстате. Индекс цен на период с 6 по 13 апреля составил 99,9%. По данным центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса России (ЦДУ ТЭК), за указанный период бензин подешевел на 3 копейки за литр.
В УФАС по Нижегородской области рассказали NewsNN, что с 8 по 15 апреля цена на АИ-92 выросла на 54 копейки за литр, на АИ-95 — на 74 копейки за литр.
NewsNN направил запросы о ценах на бензин в «Газпромнефть», «Лукойл», «Реал-Инвест», «МаксОйл», IRBIS, «Терминал», «Тат-нефть Запад», «ОПТИ» и Esco, работающих на территории Нижегородской области. На момент публикации материала ни один ответ в редакцию не поступил.
По словам замруководителя УФАС по Нижегородской области Светланы Кирьяковой, цены на бензин в России никогда не шли вслед за нефтяными котировками. Факторами, которые оказывают влияние на формирование цен на моторное топливо, являются: сезонный спрос на нефтепродукты; рост налоговой нагрузки, отраслевых издержек и мировых цен; профилактика и плановые ремонты российских НПЗ; динамика производства нефтепродуктов нефтяными компаниями, а также наличие/недостаток свободных емкостей с целью накопления запасов.
«Действующим законодательством не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на эти товары формируются на основе рыночного механизма конкуренции. Однако ФАС России предпринимает действия по обеспечению стабильной ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов», — добавила Кирьякова.
Эксперт также пояснила, что в целях стабилизации цен на моторные топлива на внутреннем рынке правительством России был принят демпфирующий механизм, который позволяет сохранять цены на текущем уровне независимо от волатильности цен на нефть.
С Кирьяковой согласен и аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев. «Российские цены на топливо сейчас не зависят от динамики на рынке нефти. Это результат сознательной политики, и изменения ее ждать не стоит. В свое время, когда цены на нефть повышались, а рубль из-за нового раунда санкций падал, цены на бензин на российских заправках начали сильно расти. Это было недавно, всего год-полтора назад. И тогда был введен демпфирующий механизм, стимулирующий производителей топлива поставлять его на внутренний рынок в достаточном количестве и защищающий цены от роста», — рассказал он.
Суть такого механизма в том, что производители получают часть разницы между экспортной ценой и установленного для внутреннего рынка ориентира для отпускных цен — около 50 тысяч рублей за тонну бензина и около 45 тысяч рублей за тонну дизельного топлива. Но, по словам Калачева, этот механизм работает и в обратном направлении: когда цена на внешних рынках падает, то уже производители платят в бюджет часть разницы в ценах.
«В нынешней ситуации, когда упала нефть и цены на бензин и дизельное топливо в Европе снизились, российские производители топлива должны платить в бюджет эту компенсацию, и поэтому не могут радикально снизить цену», — пояснил эксперт.
Калачев также отметил, что сейчас спрос на топливо сильно упал, поскольку в режиме самоизоляции транспорт используется гораздо меньше. В отдельных регионах, где высокая конкуренция между поставщиками бензина и между сетями АЗС различных брендов, заправки стараются снижать розничные цены хотя бы на несколько копеек за литр, чтобы привлечь покупателей. Но радикально пересмотреть ценники в сторону понижения невозможно, пока не будет отменен или изменен механизм демпфера, говорит аналитик.
«Однако вряд ли этого можно ожидать сейчас. Из-за эпидемии и вводимых повсеместно ограничений мобильности нагрузка на бюджет возрастает. Государству потребуются дополнительные средства для поддержки людей и предприятий. Но доходы бюджета от нефтегазовой отрасли резко снизились: при текущих ценах на нефть в несколько раз упали ставки экспортных пошлин и НДПИ, да и объемы снижаются. В этих условиях отказаться от такого источника доходов бюджета, как платежи по демпферу, минфин явно не захочет. А значит, и серьезных изменений в стоимости топлива не будет», — заключил Калачев.