Выкуп имущества и встречи с дольщиками
Строительство жилого комплекса эконом-класса «Окский берег» началось в чистом поле шесть лет назад в рамках федеральной программы «Жилье для российской семьи». Из-за того, что стоимость квадратного метра не превышала 35 тысяч рублей, квартиры пользовались спросом. Застройщиками выступали ООО «Экоград» и ООО «Капстройинвест». Они обещали масштабное освоение территории Богородского района по концепции «жить, работать и отдыхать в одном месте».
Поначалу ничего не предвещало беды: к лету 2018 года были заселены уже несколько микрорайонов ЖК. Планировалось, что «Окский берег» будет достроен к 2027 году. Однако уже осенью 2018 года дольщики заметили, что техника и рабочие перестали выходить на объект. Граждане обратились в правительство региона. Тогда Морозов сказал, что оснований для признания застройщиков проблемными нет. При этом пообещал провести проверку и оказать поддержку девелоперам.
Однако к зиме ничего не изменилось. В январе 2019 года дольщики сообщили журналистам, что в ходе проверок «серьезных нарушений и нецелевого использования средств» найдено не было, но строительство не возобновилось. В инспекции госстройнадзора Нижегородской области гражданам пояснили, что у застройщиков закончились деньги.
1 февраля прошлого года Морозов встретился с дольщиками. Он рассказал, что для решения проблемы власти намерены выкупить построенные электроподстанцию на 24 МВт и очистные сооружения, а вырученные средства вложить в стройку. Планировалось, что ОАО «Нижегородский водоканал» приобретет очистные сооружения до апреля, а ПАО «МРСК Центра и Приволжья» электроподстанцию — до конца 2019 года.
«Наша задача — не затягивать с возобновлением строительства. Нижегородское правительство будет контролировать достройку и расходование застройщиком средств на нее», — отметил замгубернатора, добавив, что будет регулярно встречаться с дольщиками до окончательного решения проблемы.
В разговоре с корреспондентом NewsNN сразу несколько дольщиков «Окского берега» рассказали, что Морозов провел с ними не больше четырех встреч. По словам Дениса Спицына, все они проходили только после «протестов или бучи в СМИ». Наталья Лагай отмечает, что на протяжении всего этого времени предлагался только вариант достройки ЖК.
«Сначала Морозов обещал, что строительство будет возобновлено после продажи очистных сооружений и подстанции в „Окском береге“. Потом застройщик обещал привлечь нового инвестора. Но ничего из этого не случилось», — добавил Антон Шадрин.
В минстрое Нижегородской области не ответили на вопрос NewsNN, почему не были выкуплены электроподстанция и очистные сооружения. Там лишь пояснили, что в отношении «Капстройинвест» летом было открыто конкурсное производство, поэтому имущество должника может быть реализовано на торгах. Судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего назначено на 16 июля 2020 года.
Дорожная карта не помогла
Казалось, что дело сдвинулось с мертвой точки в апреле 2019 года, когда на тот момент зампред правительства России Виталий Мутко утвердил дорожную карту по достройке проблемных жилых комплексов в Нижегородской области. В нее вошли четыре ЖК, в том числе и «Окский берег», который планировалось возвести уже к концу 2022 года.
«Решение федерального правительства означает, что на достройку наших проблемных объектов будут выделяться средства не только из областного, но и из федерального бюджетов. Это даст финансовые гарантии и уверенность в том, что дома будут достроены в течение нескольких лет», — заявил тогда Морозов.
Но при личном посещении объекта в мае Мутко отметил, что «Окский берег» может стать проблемным. Поэтому он пообещал помочь с достройкой домов на федеральном уровне. «Для этого нужно принять решение: или этот застройщик с инвестором способен при определенной поддержке достраивать, или мы оперативно замещаем застройщика. Тогда сюда зайдет „Фонд защиты прав дольщиков“», — пояснил Мутко.
Он дал нижегородским властям неделю на разработку варианта застройки. 11 июня правительство Нижегородской области и «Экоград» подписали соглашение с инвестором — ГК «Монолит», который был готов вложить собственные средства в достройку «Окского берега».
Несмотря на это, дольщики обратились к президенту России Владимиру Путину. По их словам, нижегородские власти затягивали процесс, так как не могли определиться, каким путем идти: банкротить застройщика и достраивать дома с помощью Фонда, согласно дорожной карте Мутко, или все-таки привлекать инвестора, с которым уже подписано соглашение.
Официальных заявлений на счет окончательного решения властей не было. Но позже стало понятно, что был выбран вариант с банкротством: в июле по искам Фонда суд признал несостоятельными обоих застройщиков — «Капстройинвест» и «Экоград».
Однако со сменой застройщика правительство не торопилось. В сентябре Морозов пояснил, что необходимо сформировать реестр кредиторов «Окского берега». Он поручил сделать это до 11 ноября 2019 года.
На заседании регионального парламента в октябре в бюджет были заложены дополнительные 915 млн рублей на достройку трех проблемных объектов, включая «Окский берег». В ноябре «Фонд защиты прав дольщиков» и правительство Нижегородской области подписали соглашение о софинансировании достройки ЖК «Окский берег». Согласно нему, 4,3 млн рублей должны были поступить из федерального компенсационного Фонда защиты прав участников долевого строительства, а около 400 млн — из казны региона.
Однако 25 декабря «Фонд защиты прав дольщиков» принял решение не достраивать жилой комплекс. Отметим, что за несколько дней до этого во время встречи с министром строительства и ЖКХ России Владимиром Якушевым представители нижегородского правительства заявили, что принятые дорожные карты реализуемы, поэтому все обманутые дольщики получат квартиры.
Достройка оказалась невыгодной
В Фонде пояснили NewsNN, что такое решение было принято, потому что размер выплат дольщикам оказался меньше, чем стоимость завершения строительства. «При этом выплата компенсаций позволит дольщикам оперативно получить деньги и уже в этом году вложить средства в проекты добросовестных застройщиков для приобретения жилья», — считают в организации.
Однако дольщица Ольга Бочкарева отмечает, что многие покупали жилье в «Окском береге» по очень низкой цене, за которую сейчас «тяжело найти даже однокомнатную квартиру».
Напомним, что в «Окском береге» не достроены 8 жилых кварталов, включающие 58 многоквартирных домов. Без квартир остались более 2,3 тысячи дольщиков. Недостроенные объекты будут реализованы с торгов конкурсным управляющим, которым назначен Максим Белов. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», он является гендиректором и бенефициаром ООО «СМУ БУС» (Москва, строительство жилых и нежилых зданий).
«В случае если часть граждан не обратится за полагающимися по закону деньгами, это не отразится на выплатах всем остальным участникам долевого строительства. Получение средств по закону возможно в течение конкурного производства: для застройщика „Экоград“ — до 29 июля 2020 года, для застройщика „Капстройинвест“ — до 16 июля 2020 года», — рассказали в Фонде.
Последняя встреча с Морозовым
По информации дольщиков, последняя встреча с Морозовым состоялась 16 января 2020 года. «Он обещал оказать помощь во всех дальнейших вопросах, связанных с получением компенсации», — говорит Бочкарева.
«Мы просили посодействовать в смене залогов, потому что очень много ипотек, очень много выплачено процентов. Но помощи мы не увидели. Только по материнскому капиталу представитель пенсионного фонда дал разъяснения. Также просили оценку предоставить, пока ничего не получили», — говорит Лагай.
По данным Фонда, в отношении «Окского берега» было принято четыре отдельных решения. Так, средний размер выплаты относительно цены ДДУ составит: первая группа домов — 106%, вторая — 101%, третья — 118%, четвертая — 121%. «Разброс выплат неадекватный. Рядом стоящие дома (поля) оценили по-разному», — считает Спицын.
Однако даже обещанные суммы компенсаций сильно не сходятся с тем, что насчитывают по факту. «Нет никакого плюса по договорам долевого участия», — рассказала Лагай.
Кроме того, более 40% дольщиков не могут записаться на выплату компенсаций, потому что их нет в базе. «На горячей линии Фонда говорят, что конкурсный управляющий не передал данные, а конкурсный управляющий говорит, что виноват Фонд», — добавила собеседница.
По словам Бочкаревой, дольщики интересовались у Морозова, почему правительство не отстаивало достройку «Окского берега». Но внятного ответа не последовало.
NewsNN обратился в пресс-службу регионального правительства с просьбой предоставить комментарий Морозова по ситуации с «Окским берегом». За две недели ответ не поступил. На повторную просьбу прислать комментарий замгубернатора, пресс-служба продублировала релиз от 16 января. В нем сообщалось, что прием документов банком «ДОМ.РФ» на получение компенсаций для дольщиков «Окского берега» начнется 28 января, а выплаты — в феврале.
«В „Окском береге“ 2,4 тысячи дольщиков. Прошу представителей банков, где размещены договоры их ипотеки, определить конкретных специалистов, которых дольщики будут знать, и которым они смогут задать свои вопросы. Обращаясь к дольщикам, хочу сказать: если какую-то проблему на любом этапе выплаты компенсаций вы не сможете решить, обращайтесь в правительство Нижегородской области, будем заниматься этим вместе», — приводятся в релизе слова Морозова.
Соседи такого не допускают
Положительным примером в решении проблем обманутых дольщиков можно считать Татарстан. В 2019 году в республике были сданы 10 проблемных домов для 1122 дольщиков. Сейчас там остается порядка 20 таких объектов. Отметим, что в Нижегородской области это число превышает 170.
Татарстан был первым российским субъектом, который создал собственный Фонд для решения проблем обманутых дольщиков. Затем это «ноу-хау» было распространено на все регионы. Нижегородский Фонд был зарегистрирован в октябре 2019 года, но пока участия в достройке объектов не принимает.
«Проблема обманутых дольщиков у нас была достаточно широко распространена, и это заставило руководство республики находить новые подходы в ее решении», — сказал в беседе с NewsNN исполнительный директор Фонда поддержки обманутых дольщиков Татарстана Иван Новиков.
По его словам, в Татарстане хорошо развито государственно-частное партнерство. Те механизмы, которые применяются в республике, интересны инвесторам, в том числе и из других регионов. «Безусловно, у нас был спрос, и это позволяло достаточно быстро вводить большое количество домов», — добавил Новиков.
Кроме того, в Татарстане активно используется механизм создания жилищно-строительных кооперативов, который позволяет освободить и направить дополнительные активы на строительство домов. «К примеру, если у застройщика есть свободные жилые и нежилые помещения, то обычно они входят в конкурсную массу, а мы сделали так, чтобы их можно было направлять на достройку», — пояснил собеседник.
Говоря о ситуации с «Окским берегом», Новиков призвал «смотреть в глубь проблемы». «При достройке любой шаг может быть роковым. Зачастую обманутые дольщики — это совокупность трех проблем: юридической, строительной и отсутствия денег. И все они могут возникнуть в непредвиденный момент. Действующий закон ограничивает возможность достройки проблемных объектов, необходимо проявлять чудеса эквилибристики и находить дополнительные подходы», — заключил он.