На прошлой неделе стало известно, что при администрации Нижнего Новгорода появится подразделение по борьбе с расклейкой рекламы. Согласно ст. 12 регионального закона «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области», запрещается размещение информационных материалов и объявлений на стенах зданий, столбах, деревьях, опорах наружного освещения и других объектах городской инфраструктуры.
Нарушение закона влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 1,5 до 2,5 тысяч рублей, на должностных лиц — от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц — от 20 до 50 тысяч рублей. Сейчас рассматривается предложение главы Нижнего Новгорода Владимира Панова об увеличении санкций с 1 января 2020 года.
Как NewsNN сообщили в управлении административно-технического и муниципального контроля Нижнего Новгорода, за 2018 год было составлено 1127 протоколов, за 2019-й — 626. При этом, объявления какого характера чаще всего расклеиваются в неположенных местах, там не уточнили.
В прокуратуре Нижнего Новгорода рассказали NewsNN, что за 2018 год и истекший период 2019-го жалоб от граждан на расклейку объявлений в ведомство не поступало.
«Рекламный мусор» и «вандализм»
Глава департамента предпринимательства и туризма Нижнего Новгорода Андрей Моисеенко в интервью NewsNN говорил, что объявления нарушают «физический и эстетический комфорт пребывания туриста в городе». Особенно, если они висят на старинном здании и мешают запечатлеть задумку архитектора.
«В результате формируется образ Нижнего, как недружелюбной среды», — отметил он.
Блогер-урбанист Илья Варламов называет такие объявления «рекламным мусором». «Что окружает нас, когда мы идем по городу? Памятники архитектуры? Приятные глазу элементы городского декора?.. Нет. нас окружает реклама. Пешеход в любом российском городе всегда смотрит в землю, так как страшно голову поднимать. Если смотреть по сторонам можно с ума сойти от бесконечного потока информационного мусора», — написал он в блоге «Эха Москвы» еще в 2012 году.
Во время своего очередного визита в Нижний Новгород в апреле 2019 года Варламов обратил внимание на заклеенные объявлениями остановки и столбы. Он возмутился тем, что местная полиция не занимается борьбой с незаконной расклейкой объявлений, как это происходит в Москве.
В ГУ МВД по Нижегородской области сообщили NewsNN, что такая работа не входит в компетенцию полиции. «Этим занимаются в административно-технической инспекции при администрации города», — пояснили там. На вопрос, почему тогда мэрия направила в полицию заявления на компании, расклеивающие объявления, в ГУ МВД ответили: «По старой памяти».
Варламов также рассказал, что в Москве на столбы натягивают сетку, чтобы противостоять «рекламному мусору». А в Мадриде, по его словам, поверхность столбов изначально делают непригодной для расклейки объявлений.
В Нижнем Новгороде тоже планируют защитить фонарные столбы от расклейщиков объявлений, огородив их сеткой Рабица. Но это решение не из дешевых — на каждый объект потребуется от 5 до 10 тысяч рублей. Сможет ли мэрия изыскать такие средства в бюджете — неизвестно.
Председатель комиссии думы Нижнего Новгорода по развитию города Андрей Дранишников говорит, что расклейка объявлений в неположенных местах — серьезная проблема и «вандализм».
«Хорошо, что власти, наконец-то, обратили на это внимание. Ведь в городе уже даже появились фирмы, которые предлагают размещать рекламу на столбах и подъездах. Это зло, с которым надо бороться», — отметил он в разговоре с NewsNN.
Также, по словам Дранишникова, чтобы очистить город от этой «грязи» требуются дополнительные затраты.
Архитектурный критик Марина Игнатушко тоже поддерживает идею администрации Нижнего Новгорода по борьбе с расклейкой. «Нужно еще посмотреть на те объявления, которые вешают на деревья. Это какой-то ужас. Даже когда объявление уже сорвано, на деревьях остаются веревки пластиковые. Мне кажется, нужно предпринимать какие-то масштабные действия. Потому что у людей уже глаза замылены, и они не замечают этого уродства», — сказала она NewsNN.
Лидер движения «СпасГрад» Анна Давыдова добавила, что часто объявления расклеивают и на объектах культурного наследия, что по закону запрещено.
«Наверно, до 2018 года три памятника архитектуры практически использовались как рекламные тумбы — Варварская, 8, Большая Печерская, 54 и Ульянова, 8. Они даже сдавались как рекламные места. Сейчас это нарушение законодательства устранено», — добавила Давыдова в беседе с корреспондентом NewsNN.
Однако, по ее словам, как только с этих домов сняли рекламу, «выявилось их отвратительное содержание».
Отсутствие законных мест
Отсутствие в Нижнем Новгороде специально отведенных под объявления мест толкает мелкие фирмы расклеивать их на столбах, остановках, подъездах, говорит один из нижегородских индивидуальных предпринимателей.
«Я бы с радостью не нарушал закон. Но как? Пусть сначала сделают законные площадки под расклейку по всему городу, а потом уже борются с незаконной», — сказал он в разговоре с NewsNN.
По словам собеседника, столбы, остановки и подъезды собирают наибольший трафик. Поэтому около них можно оборудовать специальные рекламные стенды. Это будет менее затратным, чем огораживать все сеткой Рабица.
«Рекламой в газетах и социальных сетях, например, я тоже пользуюсь. Но не всегда там она доходит до нужного мне адресата. Остальные места типа билбордов — дорогостоящее удовольствие», — заметил он.
Кроме того, администрация Нижнего Новгорода планирует в 2020 году еще на 20% увеличить стоимость размещения наружной рекламы.
Игнатушко тоже говорит о необходимости специальных мест для объявлений. «Потому что надо понять человека, который расклеивает их. Он это делает для того, чтобы информацию прочитали. В каком месте могут прочитать? Там, где люди останавливаются. У подъезда, пока ищут ключ. На остановке, пока ждут общественный транспорт. У магазина, пока дверь открывается, и так далее», — пояснила она.
По мнению архитектурного критика, по подобию с «умными» остановками, устанавливаемыми в Нижнем Новгороде, нужно сделать «умную» расклейку объявлений. «Думаю, что дизайнеры могут этим заняться. Надо придумать какой-то адекватный ответ расклейке, а не просто запрещать», — отметила Игнатушко.
В МКУ «Городской центр градостроительства и архитектуры» не назвали NewsNN количество и расположение специально отведенных под расклейку объявлений мест. Там лишь сообщили, что в настоящее время «разрабатывается внешний вид площадок и определяются места для их размещения».
По словам заместителя мэра Нижнего Новгорода Виктора Сдобнякова, объекты для размещения объявлений появятся лишь в ноябре 2019 года.
При этом, согласно региональному законодательству, на территории каждого муниципального образования должны быть предусмотрены места (дворовые территории, подъезды многоквартирных домов, остановки транспорта и др.) для размещения гражданами на бесплатной основе информационных материалов и объявлений, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Дранишников же считает, что в городе и так достаточно мест для размещения рекламы. «Насколько я наблюдаю, у нас на многоквартирных домах есть стенды. Также есть реклама в лифтах. У нас стоят билборды полупустые. Понятно, что очень выгодно просто наклеить рекламу где-то. Просто нужно навести порядок в этой сфере», — заключил он.