Posted 3 июля 2019,, 09:42

Published 3 июля 2019,, 09:42

Modified 3 ноября 2022,, 18:17

Updated 3 ноября 2022,, 18:17

Андрей Моисеенко: Нижний планирует в 2021 году привлечь 3 млн туристов

3 июля 2019, 09:42
Глава департамента предпринимательства и туризма Нижнего Новгорода Андрей Моисеенко в интервью NewsNN рассказал о поддержке бизнеса, едином дизайн-коде торговых и рекламных объектов, амбициозных задачах к 800-летию города и развитии исторических кварталов.

— Андрей Валентинович, растет или уменьшается в Нижнем Новгороде количество предпринимателей за последние годы?

— Нижегородский малый бизнес в целом соответствует общенациональным тенденциям. С одной стороны, предприниматели находятся в непростой ситуации: растет налоговая нагрузка, расширяется административное регулирование. С другой стороны, есть хорошие драйверы роста, включая венчурное финансирование в технологичных отраслях, нацпроекты, например, федеральная программа благоустройства городов, прошедший Чемпионат мира по футболу, который придал мощный импульс развития туризма.

Кроме того, растет интерес потребителей к различным культурным, образовательным программам. Горожане все активнее предъявляют запрос на познавательный и спортивный досуг. Этот запрос является сильным стимулятором развития малого бизнеса.

Если рассматривать тенденцию последних пяти лет, то количество предпринимателей растет, причем достаточно хорошими темпами. Однако, согласно статистике Росстата, в 2018 году произошло снижение числа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) примерно на 2,5%. В настоящее время в Нижнем Новгороде действуют 75 тыс. субъектов МСП.

Мы рассматриваем этот показатель, как удовлетворительный базовый и намерены обеспечить его рост на 10-15% в год.

— В каких сферах сосредоточено наибольшее число предпринимателей?

— Треть предпринимателей (30-35%) традиционно работают в сфере оптовой и розничной торговли, 10% — в производстве, чуть меньше — в услугах и строительстве. В IT-сфере работают не более 5% предпринимателей Нижнего Новгорода.

— Кого больше — индивидуальных предпринимателей или юрлиц?

— Примерно одинаково: 48% юрлиц и 52% индивидуальных предпринимателей.

— Какую поддержку оказывает предпринимателям администрация Нижнего Новгорода?

— Основной структурный элемент поддержки — это создание департамента предпринимательства и туризма, как специализированного подразделения муниципалитета, призванного обеспечить развитие городской бизнес-среды. Наш департамент — это инструмент практического взаимодействия, кооперации бизнеса и власти в целях развития городской экономики и, как следствие, социальной сферы.

Учитывая, что большинство предпринимателей сосредоточены в торговле, то основные меры поддержки в настоящее время направлены на развитие этой сферы — новые форматы, в частности, уличной, мобильной торговли, географическое расширение за счет развития общественных пространств и вовлечение в оборот муниципальной недвижимости. Наша задача обеспечить максимальный простор и маневренность предпринимательской инициативы по удовлетворению нужд потребителей.

При этом мы целенаправленно поддерживаем стартапы, вне зависимости от их специализации — обеспечивается компенсация части средств при регистрации предприятий, существует система разнообразных грантов. Стратегически мы стремимся изменить структуру малого предпринимательства в пользу секторов с максимальной добавленной стоимостью. Научно-производственный потенциал Нижнего Новгорода является мощной ресурсной базой развития малого предпринимательства. Здесь потребуется взаимодействие с действующими в городе корпорациями и научными центрами.

В целях операционного управления различными мерами поддержки, формирования «единого окна» обращения предпринимателей к власти мы зарегистрировали специализированную АНО «Центр поддержки предпринимательства». Ее задача — сосредоточить все инструменты поддержки и довести их до субъектов малого и среднего бизнеса. Это и консультирование, и юридические услуги, и разрешение спорных вопросов.

С августа Центр начнет полноценную работу.

— Как часто предприниматели обращаются за помощью в мэрию?

— В городе давно сложилась практика письменных обращений граждан к главе города, — по этому каналу поступает около 20 обращений в день. Каждое из них обязательно отрабатывается по существу.

Кроме того, раз в два месяца мэр встречается с предпринимателями, чтобы выявить критические или системные проблемы, — очное обсуждение помогает всесторонне рассматривать те или иные вопросы, определять общие контексты. На мероприятие приходят от 200 до 300 предпринимателей.

— С какими проблемами чаще всего обращаются?

— С самыми разными. Начиная от кризисной ситуации в бизнесе до, например, аренды муниципального помещения, незаконной торговли, ограничения конкуренции. Также есть вопросы по налоговой нагрузке, административным барьерам. Мы, разумеется, не всегда можем действительно помочь — предпринимательская деятельность все-таки связана с предпринимательским риском. Но как субъект, заинтересованный в укреплении малого бизнеса, стараемся вникать в каждую конкретную ситуацию и сформировать практическое предложение.

— Малый и средний бизнес Нижнего Новгорода достаточно конкурентоспособен?

— Да. Особенно в сфере мобильной торговли. Здесь нижегородский малый бизнес впереди России всей. Развитию сектора способствует, в частности, программа «Горьковского автомобильного завода» по производству фудтраков и мобильных торговых павильонов на базе «Газели Next».

Кроме того, повторюсь, мы все еще обладаем серьезным научно-производственным потенциалом, несмотря на известные проблемы. Город сосредоточил высококвалифицированные кадры, которые генерируют массу интересных решений в различных отраслях, в том числе, в IT-сфере. Это подтвердил и Global City Hackathon, который прошел в Нижнем в конце апреля. Поэтому, уверен, с конкурентоспособностью нашего малого бизнеса все в порядке.

— В последнее время в Нижнем Новгороде стали все чаще появляться объявления о продаже готового бизнеса. В основном, это общепит и торговые предприятия. Как вы считаете, с чем это связано?

— Не стоит считать, что бизнес продают исключительно, когда дела идут не так, как хочется, или, когда предприниматель решил перепрофилироваться. Есть еще одна причина — максимальная капитализация.

Плох тот предприниматель, который не готовит свой бизнес к продаже. В конечном счете, в этом вся суть — выход из бизнеса с максимальной прибылью. Эта задача определяет требование к росту и развитию. Люди создают компании, развивают, упаковывают, а затем продают, чтобы приступить к реализации нового, более масштабного проекта.

Поэтому увеличение продаж бизнеса можно связать также с растущей компетенцией нижегородских предпринимателей.

— То есть появилось больше тех, кто создает готовый бизнес и продает его?

— Да, в различных секторах бизнеса появляется все больше сильных амбициозных предпринимателей. Нормально, когда бизнес продается, а предприниматель уходит в другую сферу.

— В конце прошлого года предприниматели на встрече с мэром Владимиром Пановым жаловались на повышение аренды конструкций для размещения рекламы. Удалось ли прийти к какому-либо консенсусу?

— На данный момент повышения стоимости не произошло. Глава города очень внимательно выслушал представителей рекламного бизнеса. Сейчас идет совместный поиск решения, чтобы и город мог больше зарабатывать на аренде, и рекламные компании могли развиваться.

— Когда в Нижнем Новгороде появится единый дизайн-код? И каким вы его представляете с учетом особенностей города?

— Первая итерация дизайн-кода появится уже в августе. Но вероятно, процесс будет достаточно длительным. Дизайн-код будет совершенствоваться с учетом не только исторического наследия, современных эстетических требований, но и себестоимости его реализации, чтобы в итоге Нижний Новгород предстал перед горожанами и туристами во всей красе.

Дизайн-код призван зафиксировать историческую и культурную ценность города, чтобы нижегородцы могли им гордиться, а наши гости хотели сюда вернуться.

— Отсутствие дизайн-кода, по вашему мнению, отталкивает туристов?

— Согласитесь, когда турист посреди тротуара натыкается на столб дорожного знака, а потом выкладывает в соцсети фотографию с насмешливым или раздражительным комментарием, то это, очевидно, не служит привлекательности города. Или пытается сфотографировать старинное здание, хаотично увешанное разнородными вывесками и объявлениями, — с какой стороны ни подойди, нет никакой возможности запечатлеть задумку архитектора.

Это все примеры того, как отсутствие дизайн-кода нарушает физический и эстетический комфорт пребывания туриста в городе. В результате формируется образ Нижнего, как недружелюбной среды. Поэтому нужно наводить порядок.

— Какие меры администрация применяет по борьбе с нелегальным бизнесом?

— Отмечу, что в соответствии с отраслевой структурой малого бизнеса наибольшее число нарушений фиксируется в сфере торговли. Если говорить о нестационарных торговых объектах, то мы просто выявляем их и сносим. В случае незаконной торговли алкоголем или запрещенными товарами, то применяются административные и уголовные меры.

Большие надежды в этом вопросе мы также возлагаем на саморегулирование бизнеса: работаем с общественными организациями, «Опорой России», Торгово-промышленной палатой в целях формирования устойчивых деловых сообществ. Очень многие задачи по выработке отраслевых стандартов качества обслуживания клиентов такие объединения могут решить гораздо эффективнее, чем административные органы. Создание «Центра поддержки предпринимательства» и открытие онлайн-портала «Город на карте» — тоже шаг в сторону саморегулирования.

— Вы сказали про «Город на карте». Есть ли уже интерес к этой системе со стороны предпринимателей?

— Да, заявки уже пошли. Мы работаем с ними.

Но пока на портале представлены не все запланированные сервисы. На проектную мощность «Город на карте» выйдет ближе к сентябрю.

— В каком формате администрация ранее работала с бизнесом по вопросам размещения рекламных конструкций и НТО? Чем новый формат лучше?

— Раньше процедура была централизованной и, как следствие, чрезмерно формалистской, не позволяющей учитывать всю полноту значимой по каждому объекту информации. Сейчас предприниматели обращаются в МФЦ, а разрешительную комиссию проходят в том районе, где хотят разместить объект, — на местах, что называется, виднее.

Также у предпринимателя появилась возможность самому выбрать место под НТО или рекламу. Прежде администрация самостоятельно формировала перечень мест и выставляла их на аукцион. Эта новация позволяет значительно расширить свободу предпринимательской инициативы.

Кроме того, срок прохождения заявок сократился в четыре раза — с двух месяцев до 15 дней.

— Какие условия предприниматель должен соблюсти, чтобы администрация согласовала его заявку?

— Основные ограничения — объект на выбранном месте не должен мешать проезду и проходу, не может располагаться на озелененной территории, или на маршрутах подземных коммуникаций.

Дополнительные ограничения сейчас пересматриваются. Отмечу, что введенный в этом году регламент содержит несколько норм, расширяющих возможности предпринимателей по сравнению с прежней практикой, но мы идем по пути дальнейшей либерализации и в ближайшее время еще больше сократим список ограничений. Например, прежний регламент предусматривал 500-метровую зону запрета установки НТО от входа в стационарный магазин. В регламенте текущего года она сокращена до 100 метров. Но думаю, мы вовсе исключим фактор привязки к стационарному объекту.

Ограничение может быть связано и с дизайн-кодом. Например, на Большой Покровской скоро будет введен временный дизайн-код. Несущая ось и торговли, и туризма города, должна выглядеть именно центральной, а не базарной улицей.

— Какая работа проводится по привлечению туристов в Нижний Новгород в целом? И в рамках подготовки к 800-летию города?

— По итогам проведения Чемпионата мира по футболу в прошлом году мы получили достаточно большое наследие — аэропорт, новое здание железнодорожного вокзала, стадион, набережные, ряд первоклассных отелей. Также появились указатели и аудиогиды на нескольких языках по основным туристическим маршрутам. Все это работает на повышение качества сервиса нижегородского туризма в целом и является драйвером притяжения туристов.

В текущем году мы стремимся закрепить поток туристов, который был зафиксирован на пике чемпионата FIFA-2018. Улучшаем качество событий, развиваем инфраструктуру. Сейчас каждые выходные в городе проходит по несколько мероприятий. Порой даже не хватает времени, чтобы посетить все площадки. И мы видим, например, по заполняемости отелей и хостелов, что сформировался достаточно устойчивый бренд — «выходные в Нижнем Новгороде».

Управление городским туризмом с этого года отнесено к компетенции департамента предпринимательства. Мы развиваем его не только как сферу культуры, но и как сферу экономики.

Сейчас разрабатывается стратегия развития туризма. В ней мы структурируем все имеющиеся в мировой и российской практике подходы. При участии нижегородского бизнеса формируем пилотные проекты, направленные на привлечение туристов.

В рамках подготовки к празднованию 800-летия города мы работаем в плотной связке с департаментом туризма Нижегородской области и проектным офисом «Нижний-800». Я думаю, что нас ждет большой красивый праздник. А кроме того, город получит богатые инфраструктурные возможности, на порядок превосходящие наследие Чемпионата по футболу.

— Какой поток ожидаете на празднование?

— Амбициозные оценки — порядка 3 млн. туристов в 2021 году. При том, что сейчас — 700 тысяч туристов в год.

— Вы считаете это реально?

— Да. Проводимая работа уже в этом году даст эффект — до 1 млн туристов. Это та планка, которую необходимо преодолеть. Это стартовый уровень развития городов в мировой практике, когда и инвесторам город становится интересен.

— Какие места в Нижнем Новгороде пользуются наибольшей популярностью у российских туристов и у иностранных?

— Иностранные туристы не сильно отличаются в этом плане от российских. Визитные карточки Нижнего Новгорода всем известны, — это Нижне-Волжская набережная, Большая Покровская, Рождественская, храмовые комплексы.

Иностранные туристы также открыли для себя уникальный квартал в границах улиц Коваленко, Славянская и Новая, где проводится фестиваль «Том Соейр Фест». Очень большой интерес они проявляют именно к деревянному зодчеству. Поэтому этот район мы хотим развивать как туристический аттрактор.

В связи с этим принято решение создать «Агентство развития исторической среды» на базе этого квартала.

— Вы упомянули Нижне-Волжскую набережную. Насколько охотно туда идет бизнес?

— Бизнес в очередь выстраивается, чтобы там работать. В этом году мы разместили там порядка 50 новых точек. Этого оказалось мало, еще 30 добавили.

У нас есть заявки на организацию сухих пляжей, прокат туристического и спортивного инвентаря, точек питания.

Существующую инфраструктуру мы пытаемся развивать, например, хотим подвести туда электричество и воду. Сейчас оформляем помещения для организации на набережной стационарных кафе.

"